Владимир МАЦКЕВИЧ, Светлана КРУПНИК

Философия (словарь)

"Всемирная энциклопедия: Философия",

Минск, 2001

Функциональная грамотность -- способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, ФГ есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, ФГ является ситуативной характеристикой той же личности. ФГ обнаруживает себя в конкретной статичной ситуации, так же как и функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности.

ФГ есть характеристика, которая приписывается человеку, прошедшему через определенный этап образования. Образование при этом рассматривается как сфера деятельности, средство, обеспечивающее определенный уровень грамотности. Ñ 90-х годов в исследованиях образования распространилось представление о пяти процессах в структуре образования, разработанное в системомыследеятельностной (СМД) методологии. Согласно такому представлению, интегральный процесс образования включает в себя:

 отличие от процессов подготовки, образования, воспитания и обучения, грамотность является обязательным процессом и характеристикой массового образования. Грамотность (ФГ) – это только вход в мир образования и образованности. Грамотность (ФГ) – это требование, которое люди предъявляют, в первую очередь, к другим, а не к себе. Грамотность (ФГ) – это мера культурного или гуманитарного развития нации, страны или группы людей, и только в этом качестве грамотность применима как мера развития отдельного человека.

На формирование нового порога ФГ влияет множество социальных факторов и современных общественных тенденций: супертехнологизация производственных и гуманитарных процессов, глобализация процессов развития, профессионализация и систематизация деятельности, формирование рыночных социальных отношений и т.д. В зависимости от выбираемых при рассмотрении фокусов могут быть представлены различные интерпретации ФГ. ФГ как граница культурных и докультурных форм существования человека и разновидностей общественных отношений; профессиональных и дилетантских форм деятельности; общего и профессионального образования и т.д. ФГ как ценз на полноценное участие в системе общественных отношений; на вхождение в те или иные социально-деятельностные институты; на право суждения и т.д. ФГ как одна из мер в области качества жизни, позволяющая сравнивать и сопоставлять различные социально-экономические системы, не сравнимые по своим имманентным характеристикам. ФГ может быть также представлена как цель, как стандарт, мера емкости рынка и т.д.

Условно уровень ФГ фиксируется в выражениях: “Современный европеец (гражданин, беларус) должен знать и уметь… ” и определяется для каждой страны с учетом специфики культурного и регионального развития. Применительно к европейскому региону постсоветского периода наиболее актуален следующий перечень параметров ФГ: языковая грамотность; компьютерная и информационная грамотность, правовая грамотность, гражданская грамотность, финансовая грамотность, экологическая грамотность, профессиональные и специальные аспекты функциональной грамотности (менеджмент, PR, бизнес-планирование, новые технологии и т.д.). Особое место в представлении о ФГ занимает деятельностная грамотность, или способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.

Î существовании грамотности (ФГ) мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о ФГ, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема ФГ рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности. Грамотность (ФГ) – это образовательный вызов развивающейся культуры культуре застывшей. Именно поэтому проблематика грамотности становится актуальной только тогда, когда встает вопрос о ликвидации безграмотности, когда народы, страны, культуры вынуждены наверстывать упущенное, догонять ушедших вперед.

 

 



Используются технологии uCoz