(Это просто пример одного из вариантов формулировки конституционных противоречий, который я предложил экспертной группе.)
Подгруппа 1. Концептуально-программная: Документы общего уровня: Концепция, Доктрина, Программа, Стратегия, Конституция.
Задачи подгруппы: Определение принципиальных требований к документам, определяющим развитие страны. Разработка проектов этих документов. Приведение этих документов в соответствие с мировыми нормами и практикой. Обоснование необходимых и допустимых отличий и отклонений от мировых образцов, вызываемых национальной спецификой, недостатком ресурсов или переходным состоянием общества. Разработка механизмов контроля за реализацией положений Конституции, Стратегии развития страны. Формулировка условий необратимости достигнутых изменений, предупреждение об возможных опасностях, тенденциях к регрессу.
Принципиальные тезисы:
- Гражданское общество
можно описать\представить в двух темпоральных состояниях: в статике и в динамике:
- Для статики определяющими являются условия существования гражданского общества, зафиксированные в Конституции государства, в международных документах о правах человека, подписанных Республикой Беларусь, в законах о правах человека. Причем, законы об объединениях и ассоциациях базируются на правах человека, которые выступают как первичные.
- Для динамики важны этапы, стадии, направление изменений (вектор целей и ценностное описание желаемого состояния общества), ресурсы изменений, механизмы изменений.
- Основным документом
, в котором фиксируются условия существования гражданского общества (статика) выступает Конституция РБ. Динамику гражданского общества определяют политические документы: Стратегия общественно политических реформ; Программы политических партий; Доктрина правительства переходного периода.
- О Конституции РБ 1994 года с поправками и дополнениями 1996 года
(Об условиях существования гражданского общества в современных условиях). Эта редакция Конституции представляет собой отступление назад от положений первоначальной редакции, которая, в свою очередь, существенно хуже обеих вариантов проектов Конституции, разработанных в 1993-94 годах. (См. Мацкевич В.В. Беларусь: третья республика, "Беларусь в мире" №1, 1997г., Пастухов М.И. и др.) Эта редакция Конституции РБ устанавливает условия, противоречащие существованию гражданского общества. В первую очередь, это относится к принципу разделения властей и к отсутствию механизмов обеспечения действенности Статьи 3 Раздела 1 "Основы конституционного строя", а также к диспропорции прав и полномочий трех ветвей власти. Подробнее:
- Статья 3 Раздела 1 "Основы конституционного строя", декларирующая суверенитет народа Беларуси и определяющая его единственным источником государственной власти, не может быть реализована в силу содержания следующих статей: 64, 69, 72, последняя фраза статьи 79, пункты 4, 8, 9, 10, 11, 12, 26 статьи 84, 85, 91, пункт 5 статьи 98, 101, 111, 116, 119, 122, 126, 130, 144.
- Статья 6 Раздела 1 является декларативной и не может быть реализована в силу содержания статей: 69, 72, 79, 84, 85, 91, 94, 97, 98.99, 101, 106, 110, 111, 116, 119, 122, 126, 130, неполноты 136, всех статей Раздела IX.
- Статьи 2, 5, 7, 10, некоторые положения 13, 14, 16 Раздела 1 и Статьи 21-63 Раздела II не могут быть реализованы в силу отсутствия механизмов реализации статей 3 и 6 (см. выше).
- Статья 112 Главы 6 раздела IV еще ни разу не была реализована в практике правоприменения.
- Для создания нормальных условий существования гражданского общества
в Беларуси необходим пересмотр Статей: 64, 69, 72, 79, 84, 85, 91, 94, 97, 98, 99, 101, 106, 110, 111, 116, 119, 122, 126, 130, 136, всех статей Раздела IX.
- Первым шагом
может стать денонсация всех статей Раздела IX, т.е. отмена результатов, так называемого, референдума 1996 года, как проведенного с нарушениями действующей на тот момент Конституции и процедуры. Голосование в ноябре 1996 года началось до публикации текста всех поправок и изменений к действующей конституции. Самой принципиальной в этом отношении является статья 144. Продолжение действия этой статьи ставит под сомнение само существование конституционного строя в Республике Беларусь.
- Другим шагом (или другим вариантом действия) может быть возбуждение процессов в судах на основании статьи 112 обсуждаемой редакции Конституции РБ. Процессы могут быть возбуждены по нарушениям Статей: 1, 8, 9, 10, 18 в подписанных договорах с Российской Федерацией о Союзе Беларуси с Россией и в уставе этого союза. По нарушениям Статей: 17, 50, 51, 54 в практике делопроизводства, в образовании и культурной жизни. По нарушениям Статей 16 и 31 в отношении конфессий. По нарушениям Статей: 13, 44, 58 в отношении собственности граждан. И пр.
О динамике переходного периода в становлении гражданского общества. На данный момент отсутствует какая-либо стратегическая или доктринальная определенность в действиях государственных властей. Отсутствие государственной стратегии и доктрины развития Республики Беларусь в свою очередь может рассматриваться как нарушение статьи 37 обсуждаемой редакции Конституции. Поскольку доктринальные и стратегические материалы отсутствуют не как таковые, а в качестве официальных на национальном уровне.