Гл.3. Шифровка от стамбульского султана беларусским казакам без головы |
||||||
В.Мацкевич
Гл.3. Шифровка от стамбульского султана беларусским казакам без головы
4.Баррикада, об которую разбиваются сердца
Ну пора мне оглядеться, что там происходит на моей стороне баррикады, что с самой баррикадой? Может, вся уже баобабами заросла? О, баобабы — это очень опасно. В тени развесистого баобаба могут найти приют самые разнообразные хищники, паразиты и гремучие змеи. А зачем они мне на моей стороне баррикады? Не нужны они мне здесь. Поэтому сначала сосчитаемся, а потом все лишние баобабы повыдергиваем.
Понятно, что текст не прочтут все те, кому недосуг, кто по безграмотности, из принципа или по иным уважительным причинам вообще ничего не читает. Не прочитают его и те, у кого не хватает мозгов или совести, чтобы интересоваться поднятыми здесь проблемами, попросту, абыяковые да жыцця. Если присовокупить к ним нескольких аутичных интеллектуалов, которые только по счастливой случайности избежали внимания к себе со стороны репрессивной психиатрии, астрологов, экстрасенсов, синергетиков, дианетиков и сайентологов, то в совокупности это составит до 90% взрослого населения страны. У детей примерно та же пропорция, и но и остальные 10% несовершеннолетних учитывать не стоит, поскольку этот текст далеко не сразу войдет в школьные и вузовские программы для изучения, да и известно, что то, что вошло в школьную программу, наизусть выучить еще могут, но читать, точно не будут. Таким образом, остается еще больше полумиллиона. Многовато.
Языковой барьер не сможет остановить всех шчырых беларусов. Некоторые будут читать из садомазохистских побуждений, кто-то из чувства здорового сволочизма, или в силу, профессионального интереса. Предположим, что остаются только читатели "Нашай нiвы", "Архэ" и фанаты "Дамавiкамерона". Все остальные по ту сторону. Итого, где-то 513 тысяч плюс-минус два. Это Вячерка и Дубавец. (Винцук, я с тобой лично поговорю, а Дубавец — как хочет.
{*?})Мат дело тонкое, тут важно не ошибиться в дозировке. Два чистых матерных слова и несколько эфемизмов — маловато. Можно, конечно, навалять сто хуев в панамку, но это не мотивировано с художественной стороны, да и обедняет восприятие номинотивно-синтагматических комплексов и экспрессивных глаголов. По самым скромным подсчетам, даже такая доза должна вытеснить на другую стороны баррикады половину из оставшихся.
Еще 100 тысяч будут добиты концептуальной феней, номинотивно-синтагматическими комплексами, длинной в три и более имен существительных подряд, не считая прилагательных, нагромождением придаточных предложений и деепричастных оборотов. Остается 156,5 тысяч.
Не проводя хотя бы пилотных замеров, трудно вычислить лишенных чувства юмора. Но, опираясь на органолептические данные и некоторый жизненный опыт, положим, что таковых будет не более 30 тысяч. Добавив к ним упоминавшихся в тексте/тесте персонажей, которые обладая чувством юмора по жизни, могут не одобрять его на свой счет, их родственников, друзей и поклонников, можем смело округлить оставшуюся цифирь до 120 тысяч.
До сих пор все было просто. Настоящая евгеника начинается только после сделанных вычитаний.
Итак, 120 тысяч прочтет текст, крякнет и скажет: "Да-а!", или скажет: "Э-э-э!". Число, сказавших такое, примерно совпадает с числом подписантов Хартии 97. А это меня не устраивает. Ну, на фиг мне, сами посудите, Бондаренко на моей стороне баррикады? Исключаем Бондаренко
{*?}, все равно остается 119 тысяч 999 человек. Разница, как видите мизерная. Что есть Бондаренко, что нет его, прямо скажем, несущественно.Или вот, товарищи по партии, братии, сказал бы я даже, вспоминая Сан-саныча Зиновьева
{*?}. Эмпирическим путем полученная пропорция 12% направо, 88% налево, в данном случае вряд ли сработает. Да и устарела эта эмпирика, Карпенко умер, Гончар и Захаренко — неизвестно где, те, кто выжил, уже несколько раз успели пересмотреть свое отношение, в полном соответствии с колебанием партийной линии. Нет, ползучий эмпиризм тут не поможет, тут нужно идти спекулятивным путем, придется воспользоваться гипотетико-дедуктивным методом. Имеем силлогизм:Большая посылка: ОГП — современная либерально-консервативная партия, с высоким интеллектуальным потенциалом.
Малая посылка: Текст — абсолютно либерально-консервативный, современным языком написанный, на высокий интеллектуальный уровень рассчитанный.
Вывод: На моей стороне баррикады должен выстроится весь личный состав ОГП минус Лебедько
{*?}. (Ну, потому что он лидер партии/братии, значит должен вести братию за собой, а не за абстрактными идеями, это раз — упал, и потому, что он просто Лебедь-ко, это два — отжался.)Да не тут-то было. Дефициентна здесь аристотелева силлогистика. Тут еще диалектика приплетается. С одной стороны тезис, с другой — антитезис, единство (не при медведе будь помянуто) и борьба, переход из отрицания в отрицание. Ох, не зря либерал Бажанов
{*?} на огепешников марксистами обзывается, а либертарианец Романчук{*?}, так даже и кейнсианцами. Ну и любовь, конечно. Ну, не смог я добиться от Галины Юриной{*?} того, чего добился Костя Остенбакен, от польской красавицы Инги Зайонц, а от нее самой Александр Добровольский{*?}. Нет, не пойдет она на мою сторону баррикады. А сколько еще в ОГП дам, приятных во всех отношениях?Как же быть-то с ОГП? А мы просто поступим. Те, кого убеждает железная логика моих аргументов, и кому плевать на то, что будет говорить княгиня Марья Алексевна — за мной, все конформисты — по ту сторону. (Пока, Александр А(О)льгертович и Людмила Николаевна! Ну, может быть — до встречи, на баррикадах, простите за банальность!
{*?}) С учетом тех, кто прячет партийные билеты в исподнем белье, с учетом, любимого Богданкевичем{*?}, института сторонников партии, из всего личного состава останется человек 110-115. Точнее определить сложно, все-таки есть такое понятие партийная дисциплина. Общий итог: 119 тысяч 884 (или 889) человек. Еще чистить и чистить.Возьмемся за нормальных прагматиков, ну тех, что деидеиологизированы. Все они пока еще толпятся здесь. По ту сторону нужно отправить тех из них, кто не умеет правильно оценивать баланс сил. Это просто. Те, кто думает, что Посохов
{*?} все еще силен, что вертикаль располагает полнотой власти и свободой воли — марш на ту сторону. (Ну-ну, без суеты, соблюдайте порядок в шеренгах, подавите еще друг друга, вас все-таки тысяч пятьдесят, на глазок.) Вот, уже хорошо! Толпа все еще приличная, 69 тысяч с небольшим, но уже обозримая. Многие лица уже различимы, мы часто встречались на Проспекте, на площадях Бангалор и Парижской коммуны во время демонстраций и митингов, в баре "Помойка", на симпозиумах и семинарах, да и, мало ли где? Минск город маленький, и в провинции я бываю.Но сейчас мы не на митинге. Среди нас еще особая разновидность — прагматики-циники. Они, конечно, знают цену сегодняшнему режиму, и не пойдут за Посоховым, не пойдут и за Заметалиным
{*?} на ту сторону. И на Богдан-Стат и Шуш-кебичей им плевать. Сам был циником, знаю. Правда, это было в детстве. Так вот, их среди нас ровно половина. Всех их выгнать невозможно, в общем-то, они наши люди. Из них надо выгнать тоже половину, т.е. четверть из всех оставшихся. Делается это так, надо у них спросить: Ну что, засранцы, цените ли вы стеб сам по себе, или вы только любите эпатировать невинных обывателей? Тех, кто станет отвечать на этот вопрос и оправдываться, гоним в шею, независимо от содержания ответа. А остальные пусть остаются. Все равно эти падлы будут гулять по обе стороны баррикады, в случайном порядке. Нам ведь они важны не сами по себе, а для правильного подсчета. Вот и пусть работает вероятностный принцип. В каждый конкретный момент времени, ровно половина из них будет на моей стороне, а вторая на противоположной. Что мы имеем, а имеем мы уже 51 тысячу 750 человек, без учета случайных флуктуаций.Дальше мы не можем полагаться на теорию вероятностей, мы не можем ждать милостей от природы, от хаоса и энтропии. 51 тысяча 750 человек — это именно то качество, да-да, я не оговорился, это именно то качество, которое происходит из количества, когда мы с полной уверенностью можем сказать, что из них, каждый человек нам дорог, каждый человек нам интересен. Это составляет 0,5175% от населения нашей страны(1). (Некоторое отклонение от значений последней переписи населения никого не должно смущать. Это объясняется тем, что люди мрут, и рождаются, и с этим ничего не поделаешь.) С этой цифры начинается индивидуальный отбор и тестирование. Работа тяжелая. Если бы нам удалось сократить численность на своей стороне баррикады до 20-25 тысяч человек, мы бы в этой стране горы свернули, реки бы вспять, и на Марсе бы яблони. Только мы, всего этого, делать, естественно, не будем, это не для нас. А что же мы будем делать? — читаю я искренний вопрос в глазах 0,5175% населения нашей средних размеров европейской страны. Эта искренность вызвана двумя причинами: с одной стороны, никто из 0,5175% не прошел еще индивидуального тестирования и собеседования со мной(2), а значит, не может быть уверен в том, что останется на этой стороне баррикады. Это, так сказать, корыстная причина, личный интерес. С другой стороны, причина бескорыстная, платонический интерес: а в самом деле, делать то чего?
— Не напрягайтесь. Во-первых, я сам напряжен, докричись, попробуй, до 51 тысячи 750 человек, не умеющих и, пока, не очень желающих, вести диалог. Во-вторых, диалогом-то мы и займемся. В-третьих, я вам, козлы, уже все сказал, слушать нужно было: начнем с исправления имен, как завещал великий дедушка Конфуций, вспомнили? Кто там бормочет в толпе: "за козла ответишь!"? Вали на ту сторону! Во, работка, блин! Отбирал, отбирал, а все равно! Ох, долго еще зерна — от плевел, козлов — от козлищ, котлеты — от мух, пока не придет время сказать: и увидел, что это хорошо. Но пока и так сойдет.
А не пора ли, думаю я сабе, уже и замахнуться. Не замахнуться ли нам коллеги, э-э, на Вильяма нашего, понимаете, э-э, Шекспира, т.е. на диалог, я хочу сказать, в рамках обязательств.
— Ты погоди замахиваться, говорят мне. Кто ты такой, чтоб замахиваться? Вон, даже среди нас, каждый 144-тый почти замахиваться готов, а на той стороне баррикады, таких замахивающихся, вообще, хоть пруд пруди. А полномочия ваши где? Самодеятельность дворовая, доморощенная. Почему это вы все решили, что уже и на Вильяма нашего вам можно замахиваться?
— А если не мы, то кто, — удивляюсь я? — Левоневский
{*?}, что ли?— А хоть бы и Левоневский, — говорят. — Если у тебя нет полномочий на замах, так, что ж ты Левоневскому отказываешь в праве замахиваться? Он, кстати, и покруче тебя будет. Так мало настоящих буйных, а без этого, какой же вожак? Вот он буйный, а ты нет, так ему и замахиваться, а ты сидел бы уж.
— Ну да, не буйный я, не спорю. Но я и не зову вас в даль светлую, я только про диалог хотел поговорить, обсудить тезисы, аргументы, чтоб сотрудничать, утверждать там, в выполнении, в преодолении и прочее. Дались вам эти буйные. Надо ж в рамках, можно даже в рамках обязательств, принятых в ОБСЕ, а буйным в рамках тесно. Буйные всегда за рамками.
— Так ты еще и соглашатель, оппортунист, и, опять же, демагог, а радикалом только прикидываешься. Мы ж, про буйных говоря, харизму имеем в виду, чтоб все по-научному, а это тоже рамки. Нам нужна полная победа демократии, окончательное утверждение демократических институтов, а какая же полная и окончательная победа без харизматического вожака? А разве ж в диалоге есть, где развернуться харизме? Нету где, потому диалог, диалогом, а полная и окончательная победа, это отдельно. Давай про победу демократии, слабо замахнуться на окончательное утверждение демократических институтов?
— Не слабо, — начинаю я заводиться. — И не думайте, я свой, буржуинский, и радикальный до ужаса, вот щас озверею, сразу увидите. Дураки вы ваще, — начинаю уже звереть. — Ведь, что есть окончательно утвердившиеся демократические институты? Это и есть, решение всех проблем и острых вопросов посредством диалога, а не мордобоем, силой, административным давлением, и, конечно, не харизматическим зомбированием. Недемократично это — харизма, и харизмой по мозгам, тоже недемократично.
— Не учи ученых, без тебя знаем, что такое демократические институты. Мы ж еще не слиняли с этой стороны баррикады, которую ты тут нагородил. А если и дальше будешь так себя вести, точно один останешься(3). Ведь, сам посуди, не хотят и не умеют те, диалог вести. Там-то, на той стороне баррикады, кто: Дети малые — раз, Баранкевич — два, молчаливое болото — три, а остальные — хамье и шулера. Дети не в счет, болото молчит, Баранкевича можно не слушать, а остальные-то, орут, издеваются, за людей нас не считают, сами оппозиционерами прикидываются. Вот Винникова
{*?}, к примеру, ну разве не издевательство, все ее разоблачения? Так это еще мелочи. А Климов{*?} сидит, Богданкевича дубинкой огрели, до сих пор обидно. Фашисты они, правильно Шарецкий сказал. Не будем мы с ними диалог вести. Мы хотим людьми зваться и уважать себя хотим. Вот соберемся у Старикевича{*?} на Всебеларусском съезде и поговорим, как уважаемые люди, между собой.— А я вам "один умный вещь скажу, только вы не обижайтесь", — это я уже успокоился. —Жалко становится мне людей, хотящих людьми зваться, поскольку, раз хотят зваться — значит, сомневаются, что таковыми являются. Хотите быть людьми — будьте. Я же с вами по-людски.
— Ты-то да, а этот? Отморозки, вшивые блохи, адшчапенцы — обидно до слез. А народ безмолвствует. Как тут не засомневаешься в человеческом своем достоинстве. Мы ж не для себя, мы ж для народа стараемся, а он нам жабьи рожи корчит. Мы ведь видим себя глазами нашего народа. Вот если бы ты был народ, посмотрел бы ты на нас, и мы бы себя людьми увидели в твоих глазах. А уж, когда бы мы людьми себя почувствовали? О, тогда бы мы враз этому накостыляли, мы бы такие демократические институты бы утвердили! Мы бы тогда все обязательства выполнили, препятствия бы все подчистую устранили.
— Я вам и говорю, встаньте и идите. Это вы можете! Утверждайте, содействуйте в выполнении.
— Твоими бы устами … . Мы ж почему тебя тормознули, полномочия от тебя потребовали? Легко сказать — встань и иди. А кто ты такой, чтоб такое говорить? Не богохульствуй. Ты же не Он. Ты даже не народ. Не гони волну?
— А вам мало того, что Он сказал?
— Немало, но ведь не нам сказал, а Лазарю. Ну ладно, евреям сказал. А мы что, мы люди маленькие, и народ наш не богоизбранный.
— Теперь уже вы волну гоните. Это Он вАм! сказал. Уточнил же — нет, ни иудея, ни эллина. Он не к народу, а к каждому отдельно обращался. Сказал: Верите, так и содействуйте в утверждении, и содействуйте в выполнении. И не говорил Он, чтоб уповали вы на Пушкина там, или Левоневского, на харизматиков разных. А говорил Он, чтоб уповали только на Отца его и вашего. И говорил еще, что с Его помощью все у нас получится. Верители ли? Не мне, ясное дело, Ему-то вы верите?
— Видишь ли … .
— Вижу, вижу. Не верите.
— А как поверить-то в это? Мы прагматики, циники мы, сам же говорил. Мы ж смотрим вокруг, опыт накапливаем, руками все пощупать хотим, органолептически чтоб все. Вот эмпирика свидетельствует … .
— Да я не о том. Эмпирика тут совершенно не причем. Я уже рассказывал вам в другом месте про Беларусь и демократию в ней вопреки очевидности. Чтоб верить, не надо пальцы совать куда ни попадя. Я о том, что если хотите людьми зваться и быть ими, не смотритесь в глаза Лукашенко, неадекватно вы там отражаетесь. Химеры и монстры отравленного идеологией сознания там отражаются. Так, там вы отражаетесь, что вас мама родная не узнает. А уж действия ваши как отражаются — свиржения(4) и покушения, вот как отражаются ваши действия. Вы туда смотритесь и видите себя пачварами. Отсюда и терзания ваши, жалость к самим себе, и неверие.
Не врал Маркс, когда говорил, что Павел всматриваясь в Петра видит себя человеком, извратил только все чудовищно диалектически. Ведь Петр сначала в Его глазах стал человеком, потому и на мир смог смотреть по-человечески. Потом научил Он Петра улавливать человеков. Да, Петр, он если хотите, в каждом из нас способен усмотреть человека, на то он и Петр. И заглянуть бы каждому из 6 миллиардов в глаза Петру, и увидел бы каждый там человека, себя, то есть, увидел бы, настоящего, а не пачвару и химеру, как бы гордо она не звучала у некоторых пролетарских писателей. Вот куда смотреть надо. А Павел-то (Савл тогда еще) ослеп сначала, чтоб понять, что изначально слеп был. А поняв это — прозрел, посмотрел и увидел себя человеком. И так отличался этот человек от той, пачвары, что была изначально, что даже имя пришлось сменить, чтоб не путать человека, с тем, что только потенция человека. Но Павел никогда не заглядывал в Его глаза органолептически, так сказать, эмпирически. Он заглядывал в глаза Петра и еще, в Дамаске, в глаза Анании. Дальше уже в глаза Павла стремились заглянуть все живущие - 2 (или минус 11). Потому что в глазах Павла был уже свет Его глаз. И этим светом виден человек, виден по образу и подобию Его. Такой человек виден, который может, может содействовать утверждению и выполнению. А никакой другой не может. Особенно если уповает на другого человека, который никогда в человеческие глаза со светом Его не заглядывал, с целью увидеть себя человеком.
А вы говорите полномочия! Нет у меня полномочий, но в глаза-то друг другу мы можем заглянуть? Для чего, вы думаете, мы сгрудились по эту сторону баррикады? А для этого и сгрудились. Какого хрена вы на площадь Банголор таскаетесь? Луку скинуть? Размечтались, не так это делается. Я то думал, что вы ходите туда людей посмотреть и себя человеком показать? В глаза посмотреть, человек человеку. Вот это бы дело было. Тогда бы мы поняли, что нет среди нас Петра и Павла с полномочиями заглядывать в глаза 6 000000000. А вот вглядеться в глаза 0,5175% не от 6 миллиардов, но только от 10 миллионов — совсем другое дело. И я среди вас. И я, без полномочий и без харизмы, совсем не много на себя беру. Ведь должен же кто-то взять на себя простую функцию минимальной организации.
И тогда я буду внимательно ждать ответа. Потому, что от этого ответа многое зависит.