Беларусь, образование, обновление

В.Мацкевич

Программы обновления образования в Беларуси.

 

 

 

Описывая программы обновления образования в Беларуси, используем несколько принципов:

1. Проблемы являются смыслообразующим фактором в программировании. Это выражается темпоральностью проблем. Длительностью актуальности проблемы.

2. Принцип модернизации: приходится смотреть на прошлое через призму достигнутого в современной культуре понимания. При использовании такого принципа в программировании можно легко ошибиться, но без модернизации не бывает истории, нужно только не забывать о ней.

3. Категория "обновление" безразлична по отношению к прошлому и к будущему. Сама категория выбивается в висячее рефрексивное положение. Настоящее рефлексивно. Программы обновления и реформирования предполагают как развитие, так и деструкцию образования, прогресс и регресс, эволюцию и инволюцию.

1. Первая образовательная программа на территории Беларуси.

Распространение цивилизации и культуры из одних регионов и центров на другие территории – явление, характерное для многих очагов цивилизации. Не останавливаясь на законах, принципах и особенностях этого процесса в общекультурологическом отношении, мы ограничимся только последними двумя тысячами лет мировой истории, которая локализована в Европе. Такой хронотоп (историческое пространство и время) задают вполне достаточный контекст и горизонты для понимания и описания истории образования в Беларуси. А все что происходило между народами, государствами и культурами в этих пространственно-временных рамках не может быть понято и описано вне процесса христианизации Европы и европейской Ойкумены. Поэтому, практически для любого из европейских народов апостольская деятельность по распространению христианства выступает если не началом культуры и цивилизации, то переломным историческим моментом такой значимости, что без этого немыслима история вообще.

Для Беларуси и народов ее населяющих крещение и принятия христианства стало моментом появления в историческом пространстве Европы. Народы и племена Беларуси вместе с крещением обрели письменность, исторические имена, устойчивые формы государственности, контакты с культурными центрами и, разумеется, образование.

Чтобы понять нечто про начало образования в Беларуси необходимо проанализировать ту программу христианизации, которая реализовалась на этой территории. Кирилл и Мефодий персонажи мифологизированнные и канонизированные, но плохо понятые и недостаточно проанализированные, естественно речь идет не столько о них самих, сколько о их деятельности и последствиях ее. В этом отношении они существенно уступают апостолам и крестителям других европейских народов: Святому Патрику, Саксону Грамматику и т.д. Секуляризированная история европейских народов часто смещает акценты с апостольской программы христианизации на саму процедуру крещения. Как, например, в истории Киевской Руси христианизация приписывается деятелям типа князя Владимира и его подручных Добрыни и Путяты. А Кирилл с Мефодием остаются фигурами для праздников и почитания. Для анализа образовательных программ важнее деятельность Кирилла и Мефодия, а не Святого Владимира, хотя они никогда не появлялись на нашей территории, и умерли за несколько веков до событий, которые могут нас интересовать. В свою очередь и их миссионерская и культуртрегерская деятельность не может быть понята вне деятельности Апостола Павла.

Можно с уверенностью утверждать, что европейская цивилизация и культурные процессы народов населявших периферию греко-романского мира и остальную Европу развиваются по вариантам трактовок и интерпретаций Деяний Апостолов, Посланий Павла и памяти о активности первых миссионеров.

Апостол Павел (или та пассионарная группа миссионеров, которая сформулировала то, что мы читаем в Новозаветных книгах с этим персонажем в главной роли или с его авторством) обозначил программу христианизации или евангелизации, применительно к сфере образования его вклад можно сформулировать следующим образом:

Таким образом, Кирилл и Мефодий делали то, на что их направил Павел, а на территории Беларуси это дело продолжали их последователи. Апостольская миссия Кирилла и Мефодия в рамках восточной церкви отличалась от аналогичной деятельности западных миссионеров. Западные миссионеры несли народам Слово Божье на латыни, а восточные сначала изобретали письменность, а затем переводили Слово Божье на новые языки. Так появились армянская, грузинская и славянская письменности. В последнем случае изобретенное письмо не стало доостоянием только одного народа. Древнемакедонский или древнеболгарский языки, для которых Кириллом и Мефодием делалась письменность, были понятны большинству славянских племен, поэтому дальнейшее развитие их начинания прекратилось — славянские племена от Черногории до Беларуси перенимали христианство и письменность вместе с нормами языка, ставшего впоследствии каноническим церковнослявянским.

Итак: первоначальное распространение образования на территории Беларуси можно представить в виде программы по присвоению племенами и народами хрестианства восточного обряда, письменности, чужого книжного языка.

2. Вторая образовательная программа.

Близость церковнославянского и народного языка (простай мовы в Беларуси) облегчали распространение образования и образованности у славянских народов. Это обстоятельство тормозило развитие национальных языков, точнее, не способствовало тому, чтобы развитие и эмансипация народных языков становились актуальными для православных славян. А в то же время в католических странах возникало напряжение между латинской образованностью и книжностью и развитием национальных культур. Ответом на это напряжение (помимо всех прочих факторов, которые мы не станем анализировать, оставаясь в рамках выбранной темы) стало возрождение апостолькой программы Павла или борьба за обновление христианства, возврат к принципам ранних христианских общин или Реформация. Помимо обновления принципов христианской жизни и общинной организации церкви Реформация ознаменовалась переводами Библии с латыни на национальные языки, что дало мощный стимул для развития литературы и образования. Мартин Лютер и Жан Кальвин начали ликвидацию барьеров и посредников между человеком и Священным Писанием. Каждый христианин, попавший в движение Реформации должен был самостоятельно читать и изучать Библию, а не слушать пересказы священников и толкования. Это потребовало широкого распространения образованности на национальных языках. В европейских городах затронутых Реформацией стали организовываться многочисленные школы, начали расширяться старые университеты и возникать новые. Требование чтения Библии каждым человеком выдвинотое Лютером, Кальвином и их сторонниками и последователями стало той программной установкой, которая определяла развитие европейского образования на несколько последующих веков. Такая программная установка двигала Яном Амосом Коменским, который разработал организационные формы и теоретическую основу для нового образования.

Из бывших католических стран, где Реформация успешно тесникла католицизм, это движение быстро перекинулось на страны с интенсивными межконфессиональными контактами — в частности в Великое княжество Литовское. В беларусских городах стали открывать школы, готовить для школ учителей, развивать книгопечатание на народном языке. Как только появились печатные книги на простай мове, в орбиту Реформации была втянута и провославная часть населения Беларуси. Реформацкие церкви вели борьбу с католицизмом, но им было все равно, какого обряда, византийского или римского придерживались неофиты до того, как пришли в их общины. Религиозное обновление захватило всех, в Беларуси сложилась очень пестрая плюралистичная конфессиональная ситуация, помимо двух старых церквей, одной объединенной — униатской, лютеран и кальвинистов появились радикальные антитринитарии, отрицавшие Троицу, возрадившиеся ариане и просто еретические секты. Единственнай сферой, где все они успешно сотрудничали было образование. Естественно, что образование в такой обстановке становилось секуляризованным, отделенным от церкви, а государство еще не претендовало на контроль за ним. Кроме распространения секуляризованных школ образовательное движение проявлялось в переводах книг на беларусский язык, создании учебников и букварей.

Доминантой протестанстской или реформатской программы обнавления образования была установка на доступность библейских текстов для каждого человека, а побочным эффектом — секуляризация образования или отделение школы от церкви. Глубина и радикальность этой программы обновления образования таковы, что ее последствия сказываются до сих пор. Собственно в это время сформировались основные образовательные системы, главной из которых является школа и дадактика Коменского. Результаты же реализации протестантской программы в Беларуси это:

— оформление грамматики и строя старобеларусского языка, который в ХVIII веке оказал сильнейшее влияние на становление русского языка (Буквари и Азбуки изданные в беларусских типографиях, Грамматики Зизания и Смотрицкого, принципы стихосложения С.Полоцкого);

— закладывание основ литературных стилей и жанров, появление обширной полемической литературы;

— распространение научных и правовых знаний.

3. Третья программа.

Третья программа обновления образования в Беларуси, как и во всей Европе разворачивалась обновременно и паралельно со второй. Толчком для ее формирования и распространения стали идеи и деяния Игнатия Лойолы, а механизмом реализации — созданный им орден иезуитов. Уже в пятнадцатом веке католики были озабочены бурным ростом еретических движений. Для борьбы с ними и был создан орден иезуитов основными задачами которого были образование, тайная дипломатия и "контразведка", как это можно было бы назвать современным языком. В полной мере образовательные мероприятия иезуиты развернули именно на территорях, где существовала наибольшая угроза католицизму со стороны протестантов или там, где Рим планировал широкую миссионерскую деятельность. Великое княжество Литовское было именно такой страной. Поэтому здесь иезуиты организовывали сотни учебных заведений, причем на очень высоком по тем временам уровне и с хорошим оснащением. Иезуиты проигрывали протестантам в массовом образовании, но пытались компенсировать это качеством. Редкие братские или общинные школы давали хорошее качественное образование, тогда как среднее образование в иезуитских коллегиумах, которых на территории Беларуси было около 80, ученики получали образование, которое в современных терминах можно было бы назвать конвертируемым на европейском уровне. В отличее от протестантских школ, в иезуитских коллегиумах действовали единые принципы и согласованные программы. Выпускники могли продолжать образование в университетах, как иезуитских же, так и в любых других, как в местных (Вильно и Полоцк), так и в остальной Европе. У иезуитов не было недостатка в средствах, поэтому они создавали библиотеки, естественнонаучные лаборатории, школьные театры и т.д.

Даже после запрещения деятельности иезуитов материалная база их учебных заведений сохранялась и становилась основой для создания других образовательных учреждений.

4. Четвертая программа.

Две конкурирующие программы — протестантская и иезуитская, с переменным успехом реализовывались в Беларуси до конца XVIII века. В этом столетии началась интенсивная экспансия на запад Российской империи. Кроме прямого завоевания и административного подчинения Россия стремилась к ликвидации культурной автономии и самобытности беларуссов и всего населения ВКЛ. Серьезным препятствием на этом пути была система образования. Поэтому российские власти принимали соответствующие меры. Закрывали университеты и школы. Полоцкий университет был ликвидирован с связи с запрещением деятельности ордена иезуитов, библиотека и лаборатории были вывезены в Россию. Уже в XIX веке был закрыт Виленский университет, его имущество тоже разграблено. Были ликвидированы все образовательные учреждения иезуитов. Протестантские школы еще раньше были потеснены иезуитами, а без поддержки государства они не смогла занять в сфере образования места, которое осталось пустым после разгрома католического иезуитского образования.

Российские власти в первые десятилетия после разделов Речи Посполитой проводили на территории Беларуси программу ликвидации сложившейся системы образования, причем довольно успешно. Только через много лет на Беларусь стала распространяться система российского образования. Но ни одного высшего учебного заведения до 1917 года так и не было восстановлено

5. Пятая программа — советская система образования.

На ней мы здесь специально останавливаться не будем. Оставим для другого раза. 

 

6. Программа обновления гуманитарного образования Фонда Сороса.

Смысл существования Программы "Обновление гуманитарного образования" определяется тем, что мы называем открытым обществом. Открытое общество это такая организация жизни и деятельности людей, при которой каждому человеку гарантированы свобода и право жить так, как велят ему его совесть, воля и разум. Открытое общество это идеальное состояние общества. Совесть, воля и разум человека заставляют его постоянно сомневаться в существующем порядке вещей, искать и находить места для приложения своих сил и активности, стремиться к истине, добру, красоте и справедливости. В реальности открытое общество проявляется как постоянное развитие, развитие индивидуальных способностей и человеческих качеств, знания и культуры, общественных отношений и диалога человека с человеком, человека с миром.

Как идеальное, а не реальное состояние общества может определять нашу деятельность? Мы понимаем это в соответствии с формулой: "То, что должно быть является основанием того, что есть", а не наоборот. Прошлое нашей страны, сформировавшиеся в нашем историческом прошлом стереотипы, догмы и антигуманные традиции предписывают нам один путь организации жизни и деятельности, который ведет к ограничению свободы, зависимости человека от жестких и жестоких обстоятельств, от произвола никому не подконтрольных властей. Но человек наделен разумом, нравственностью и свободой воли, поэтому он не обязан быть в полной зависимости от прошлого, быть рабом причинности.

Полная зависимость от причинности, от прошлых состояний свойственна механическим объектам, в гуманитарном мире действует не причинность, а целесообразность и целеустремленность. Именно такое понимание позволяет нам считать открытое общество основанием нашей Программы. Открытое общество мы рассматриваем как общее описание места целей, пространство, в которое помещается все то, к чему мы стремимся.

В таком виде открытое общество принципиально отличается от коммунизма (или аналогичных ему форм описания будущего в идеологиях традиционных обществ, например, Золотой Век, третий рейх и т.д.). Коммунизм подается в идеологизированном гуманитарном знании (исторический материализм и "научный коммунизм") как достижимый в будущем этап развития общества, в котором будут счастливо жить все, кто доживет. Открытое же общество труктуется в гуманитарном знании как интегральный критерий оценки современного реального общества. На основании сравнения реалий современности с идеалами и ценностями открытого общества выносятся суждения о том, что есть разумного, доброго, красивого и полезного в современности, что нужно поддерживать и хранить, а что нужно исправлять, с чем бороться, от чего избавляться. Открытое общество не есть достижимый в будущем этап развития, открытое общество есть этап или стадия рефлексии общественного развития и мотив к развитию.

Мы не фиксируем открытое общество как догму, мы приглашаем всех, кто хочет сотрудничать с нашей Программой размышлять об открытом обществе вместе с нами и с теми, у кого мы учимся: К.Поппер, Ф.Хайек, А.Печчеи, Дж.Сорос, А.Сахаров.

Наука нового времени строилась как натурализм, т.е. ядром интереса и объектом внимания и изучения ученых, философов и методологов была натура (природа), а подход к природе формулировался механистически, требовалось описать природные явления как машину, как механизм, подчиненный формальным математическим законам. Только в середине ХIХ века стали разрабатывать основы гуманитарного знания, в котором ядром интереса, объектом исследования становится мир человека. Первые попытки построения собственно гуманитарных наук предпринимались без отказа от натуралистического подхода, с сохранением механицизма. Высшим и последним достижением такого отношения стала кибернетика в смысле Н.Винера.

Но потом предпринимались многочисленные попытки смены механицизма на собственный гуманитарный метод. Полтора столетия несколько поколений философов, методологов и исследователей отдавали свой талант и интеллект этой теме. Сегодня мы можем говорить о наличии в мире и культуре развитого и проработанного гуманитарного знания. С этим знанием связан гуманитарный человеческий прогресс ХХ века.

Сфера гуманитарного знания не может быть очерчена простым делением знания на естесственно научное и гуманитарное, наук — на науки о природе и науки о человеке, человеческом и духовном. Типологическое выделение гуманитарного знания определяется изменением системы эпистемологических и гносеологических аксиом и постулатов. Методологическая проработка этих аксиом и постулатов еще не закончена, но некоторые принципиальные моменты можно выделить.

Для натуралистического знания справедливы:

1. Эмпиризм с индуктивной логикой и гипотетико-деуктивным типом спекулятивного знания;

2. Каузальный детерминизм;

3. Независимость процессов в наблюдаемом объекте от наблюдателя, независимость познаваемого объекта и знания;

4. Объяснительный характер устанавливаемых в знании законов познаваемой действительности.

Для гуманитарного знания справедливы:

1. Рефлексивность с содержательно-генетической логикой и креативным типом спекулитивного знания;

2. Телеологический детерминизм;

3. Интенциональная природа познаваемых объектов, т.е. объекты гуманитарного знания существуют постолько поскольку существуют в знании, а значит и процессы в наблюдаемых объектах зависимы от характеристик наблюдателя;

4. Нормативный характер устанавливаемых в знании законов наблюдаемой действительности.

В зависимости от принятия этих и некоторых других аксиом и постулатов научные предметы и дисциплины могут попадать в сферу либо натуралистического, либо гуманитарного знания. Социология, психология, яыкознание и даже история и литературоведение могут разрабатываться как естественнонаучные дисциплины, а математика или биология как гуманитарные.

Принципиальное значение аксиомы и постулаты натуралистического и гуманитарного познания приобретают в прикладных и технических дисциплинах. Если в качестве фундаментального знания при решении прикладных и технических задач используется неадекватное знание, то это приводит к трагедиям и преступлениям. Технологии правопорядка, педагогики, менеджмента, финансов и т.д. тоталитарного общества построены на нерефлексивном использовании в качестве фундаментального знания построенных на естественнонаучных постулатах квазигуманитарных наук: правоведения, истмата, психологии, экономики, социологии и т.д. В этом причина и источник ГУЛАГА и репрессивного характера системы советского правопорядка, насильственной педагогики и репресивной психиатрии, инфляции и экономической депрессии, культивирования советского "новояза" как в русском так и в беларусском языках. Нерефлексивное проникновение в медицинские знания некоторых случайных элементов гуманитарного знания приводит к шарлатанству, знахарству в его худших проявлениях, в физические или астрономические — к суевериям и невротизации населения.

Границы, отделяющие сферу гуманитарного знания от натуралистического, должны осмысляться и прочерчиваться по разному:

— жесткая граница и дихотомия между предметами, объектами и методами в философии и в фундаментальных науках;

— рефлексивная граница в соответствии с принципом дополнительности при онтологическом конструированинии объектов и предметов (исследовании их и в работе с ними) в синкретических дисциплинах (антропология, культурология, психология, этология, этнография, экономика);

— методическая, процедурная и инструментальная граница в формальных дисциплинах (математика, логика, лингвистика, правоведение);

— комплексирование разных знаний и программно-проектное отношение к ним в комплексных инженерных и технических дисциплинах (педагогика, медицина, психиатрия и психотерапия, архитектура, теория управления и менеджмент, праксеология, право, инженерная психология и т.д.).

Несмотря на существенные успехи гуманитарного знания в теории и практике ХХ века, образование во многих странах построено на натуралистических основаниях. Беларусь тоже относится к этим странам. Высокие достижения нашего образования связаны, в первую очередь, с естественнонаучным циклом, мы резко отстали и по гуманитарному компоненту содержания образования, и по технологическому. Современные технологии немыслимы без гуманитарного знания. Общемировой процесс гуманитаризации образования, в том числе инженерного и технологического, который разворачивается уже на протяжении трех десятков лет, практически обошел нашу страну стороной. Даже сегодня в Беларуси путаеют гуманизацию и гуманитаризацию в образовании.

Мы рассматриваем обновление гуманитарного образования в Республике Беларусь не как набор мероприятий и мер, а как целенаправленный системный процесс, включающий несколько этапов:

Т.е. обновление в двух смыслах: Обновление существующего и распространенного в Беларуси гуманитарного знания в направлении к мировым тенденциям; Участие Беларуси в лице ее специалистов в общемировом процессе обновления гуманитарного знания как равноправного партнера, а не отсталой страны, нуждающейся в "гуманитарной помощи".

 

Деятельность по обновлению гуманитарного образования направлена на четыре типа объектов:

Особое значение в обновлении гуманитарного образования в Беларуси занимает преодоление повсеместно распространенной идеологии и философии диамата и истмата. Отказ от диамата и истмата носит в Беларуси сугубо поверхностный характер. Отказ на уровне тем с полным схранением парадигматики, синтагматики и прагматики.

За счет своей диалектичности, культивировавшийся в советском образовании материализм (включая исторический) обретает свойство "резиновой" идеологии. С одной стороны, от него "отскакивает" все новое, не описанное "классиками" (как это было с кибернетикой, генетикой, социологией, методологией и т.д.), с другой стороны, когда происходит привыкание к новизне, идеология включает в себя новое, растягиваясь как "резина", без всякого ущерба для себя, но и без усвоения. В последние коммунистические десятилетия диамат и истмат культивировались в выхолощенном виде, без рефлексии и критики их методологических, онтологических и идеологических оснований. В таком виде они культивируются и теперь, уже как традиция или архетип, в форме почти бессознательных норм и установок. Эти нормы и установки заставляют перетрактовывать в духе диамата и истмата всю поступающую новую информацию и приобретаемые знания, фактически сводя "на нет" их содержание, новизну и прагматический смысл.

Последним и самым специфическим компонентом обновления гуманитарного знания в Беларуси является восстановление в правах, развитие и трансляция беларусистики в полном объеме (история, география, этнография, государствоведение и т.д.). Беларусь — terra incognita.



Используются технологии uCoz