Светлана КРУПНИК

Философия (словарь)

"Всемирная энциклопедия: Философия",

Минск, 2001

Технология образования – способ соорганизации компонентов образования и их упорядочения в пространстве и времени. Техническое отношение к гуманитарным сферам деятельности предполагает возможность существования гипотезы о том, что развитие в системе образования оискусствляется, то есть осуществляется за счет разумной деятельности людей с учетом естественно складывающихся тенденций.

Первая попытка технологизировать образование была предпринята Я.А.Коменским в середине 16 столетия. Созданная им классно-урочная система есть ничто иное, как ТО, прочно вошедшая в педагогическую практику и оставшаяся фактически неизменной уже на протяжении четырех веков. Первоначальное употребление термина "технология" в образовании в 20 веке было связано с использованием технических средств обучения, а затем — с совершенствованием методов обучения и научной организации учебного процесса с целью повышения его эффективности. Позже ТО стала определяться как проект педагогической системы, реализуемый на практике.

Технологический подход в образовании подвергается серьезной критике со стороны ученых, разрабатывающих концептуальные положения философии и социологии образования, а порой даже полностью отвергается. Чаще всего технология обучения сводится к обычным методическим разработкам, ее смысл крайне сужается, и при этом усиленно акцентируется внимание на ориентацию технологий репродуктивного типа. Выдвигается основной аргумент — игнорирование личности учащегося, представление его как объекта воспитания и обучения, отсутствие в технологиях места для творчества преподавателя и учащегося. Отрицание технологического подхода в образовании основывается, вероятно, на утверждении, что не может существовать технического отношения к гуманитарным областям и сферам деятельности. Таким образом, фиксируется неразличение гуманитарных технологий и технологий производственных.

В отличие от технологий производственных, где объекты и материал максимально независимы от человека и его деятельности, ТО являются гуманитарными технологиями, то есть становятся зависимы от человека и имеют дело с человеческим материалом. ТО основаны на гуманитарном знании, которое имеет в отличие от естественнонаучного иную организационную схему. "Для достижения некоторой цели изобретается процедура, посредством нормировки и тиражирования процедура превращается в технику, техника и результаты ее применения исследуются и на основе исследования выводится закон социальной жизни, деятельности, поведения людей и т.д." В естественнонаучном знании соорганизация осуществляется на по схеме "исследование — закон — процедура — техника." (В.В.Мацкевич).

Образование как сфера деятельности и мышления включает в себя ряд процессов— образование (в узком смысле слова), подготовка кадров, обучение, воспитание, грамотность. Результатом проектирования-технологизации вышеперечисленных процессов в системе образования являются технология обучения, подготовки, воспитания и т.д. Результатом проектирования межпозиционного взаимодействия выступает технология кооперации в деятельности образования (по отдельности — технология исследования, технология управления, технология проектирования и т.д.). Комплексирование всех частных технологий позволяет получить целостную ТО. Технология педагогического труда (педагогическая технология) становится составляющей технологии процессуальной — обучения, воспитания, подготовки. Технология образования является основной формой реализации содержания образования и способом соорганизации мыследеятельностных процессов обучения, подготовки, грамотности, образования и кооперативных процессов системы образования.

Основанием к проектированию новых технологий образования служит переориентация образовательных целей. Во времена Я.А. Коменского основной целью было научить всех читать и понимать Библию. Впоследствии произошла смена целей образования на освоение естественнонаучного знания через усложнение учебных предметов. ТО при этом оставалась практически неизменной — взаимодействие преподавателя и учащегося осуществлялось по принципу передачи знаний и их усвоения; незначительные изменения происходили на методическом уровне, определенная вариативность в выборе конкретных педагогических действий допускалась и обозначалась как педагогическое творчество, поиск и т.д. Основные трудности приходились на этап распределения и "упаковки" во времени постоянно наращиваемых в плане информативности учебных предметов. (См.Педагогика)

 конце ХIХ — начале ХХ века наметилась тенденция на кардинальную смену целей образования, вызванная социокультурной ситуацией — кризисом естественнонаучного знания, интеллектуальным усложнением деятельности людей. С формированием постиндустриального общества наличие интеллектуальных компонентов в системе деятельности людей стало первоочередным и самым важным фактором. Образование, как сфера подготовки высококвалифицированных специалистов постепенно меняет ориентацию от передачи постоянно накапливающейся информации на освоение способов и средств мышления и деятельности. Òрансляционные технологии образования и обучения, таким образом, постепенно сменяются на более сложные мыследеятельностные. Íовая технология обучения — технология организации мыследеятельности и ее нормирование. Это технология принятия решений и их рефлексия, это конфликт идей и разрешение конфликта, это осознанное планирование деятельности и ее осуществление, это аналитика и рефлексия деятельности и мышления, это осознание самого себя как деятеля и как личности, индивидуальности. Кардинальная смена целей образования приводит к определению принципа непрерывности образования, обеспечению прав человека на постоянное освоение новых способов мышления и деятельности на основе культурных норм.

Массовое проектирование технологий обучения привело к накоплению достаточно большого арсенала устаревших, "несанированных" технологий. Именно поэтому с особой остротой встает вопрос о стандартизации образовательных процессов и технологий. Проблематизация социокультурной ситуации и определение первоочередных и долговременных задач, стоящих перед образованием, задают направление поиска новых технологических форм образования. Можно зафиксировать две, принципиально отличные технологические схемы образования, основанные на различном типе отношений "человек — система образования". Схема "входа-выхода" -- учащийся мыслится как "материал" в технологической системе, который необходимо преобразовать, видоизменить, нарастить под воздействием соответствующих факторов содержания образования т.д. Схема "входа-выхода" приемлема как схема обеспечения обязательных стандартов образования и является наиболее практикуемой, постоянной и консервативной. Схема "супермаркета"-- вход в технологическую систему всегда открыт и вместо навязывания человеку заранее определенных образовательных путей, ему для выбора предлагается множество образовательных услуг, модулей, блоков модулей и т.д. Человек может войти в эту систему и в любой момент выйти из нее. Схема "супермаркета" является динамичной и переменной составляющей в системе образования, которая реагирует на состояние рынка труда и потребления интеллекта и является развивающей в системе образования. Преобладание и доминирование той или иной технологической схемы не может обеспечить всю полноту системы образования.

В зависимости от основного элемента в системе функциональной деятельности, который подвергается изменению в процессе проектирования, возможна дальнейшая классификация технологий обучения на модульные и полевые. Модульная технология строится на основе разделения учебного материала на определенные блоки, темы, смысловые моменты и т.п., затем осуществляется комбинирование, комплексирование и модульная соорганизация блоков. Полевая технология строится на совершенно других принципах — деятельностных. Целенаправленно проектируются и организуются моменты деятельностных полей "напряжений", конфликтов на всех этапах разворачивания мыследеятельности. Преодоление конфликта, достижение понимания в мыслекоммуникации и обретение субъектами процесса обучения некоторой мыслительной способности становится основным результатом технологического "полевого" этапа. Не исключена возможность разумного сочетания и комплексирования модульной и полевой технологии как возможности взаимодополнения и развития.

Технологическая устойчивость системы образования может быть обеспечена за счет привнесения в систему обоснованных целей, задач, норм. Технологически организация работ в кооперированной деятельности образования может осуществляться в разных режимах. 1.Стабильный (постоянный, отнормированный) режим деятельности, направленный на воспроизводство системы деятельности образования. 2. Экспериментальный (динамичный, корректирующий) режим, цель которого — осуществление наддеятельностной рефлексии, концептуализация, проектирование и программирование и т.п. В периоды реформирования образования основным становится второй режим работы, за счет которого осуществляется коррекция первого. В промежуточные периоды между реформами образования наибольший акцент ставится на организацию первого режима, при этом полное исключение второго недопустимо.



Используются технологии uCoz