Владимир МАЦКЕВИЧ
"Социальная философия",
(Готовится к печати)
Êим Иванович Хадеев (17.11.1929—5.09.2001) – неформальный лидер интеллектуальных групп и участник литературно-художественных кружков Минска в 50-90 годы 20 века. Один из последних представителей "непишущих" интеллектуалов. Родился в семье большевиков с дореволюционным стажем, участвовавшей в большинстве оппозиционных Сталину группировок. В 1948 году, будучи студентом филологического факультета БГУ, был арестован за публичное выступление против Сталина. В середине 50-х годов вернулся в Минск, поступил в педагогический институт и с этого времени был постоянным участником неформальных кружков, групп и объединений. Благодаря лагерным знакомствам Ким Хадеев поддерживал отношения с аналогичными московскими группами и кружками (Ю.Ким, Л.Аннинский, Ю.Айхенвальд, Улитин, Асаркан, Б.Окуджава, В.Высоцкий и др.). В 1962 году второй арест и 2.5 года в Крестах в тюремной больнице. После возвращения снова оказывается в центре интеллектуальной и художественной жизни Минска. В кружках Кима Хадеева рождаются, доделываются, обсуждаются и переделываются стихи, проза, театральные постановки минских театров, инициативы движения ТРИЗ, научные монографии и диссертации. Писанием диссертаций под заказ Хадеев зарабатывает на жизнь (им написано 48 кандидатских и 4 докторских диссертации в 17 ваковских номинациях). После Перестройки эрудиция и энциклопедические знания Кима Хадеева пригодились для разработки государственных программ, ряд из которых для России и Беларуси заказывались Хадееву через посредничество его учеников или клиентов. В последние годы Хадеев разрабатывал философско-культурологическую идею диалогичности, двоичности или "навстречности", как он это называл, подчеркивая отличие своей концепции от близких по интенции подходов М.Бубера и М.Бахтина. Теорию навстречности он считал последним делом своей жизни. Все материалы остались в неразобранном архиве. Ким Хадеев не любил публичных выступлений, не стремился к обнародованию своих работ. Только однажды (1996 г.) он прочел целостный курс лекций по настоянию режиссера В.Рудова. Единственный раз выступил по телевидению в посвященной ему передаче (2000г.). Опубликовал единственную статью в журнале "Белорусский климат" в 1997 году (См. здесь). От Хадеева остались щедро раздаренные идеи в разработках разной полноты: от замысла до полного оформления, соавторство в театральных постановках, в литературных произведениях, в памяти, а иногда и судьбах учеников и друзей. Ким Хадеев принадлежит к той категории мыслителей, у которых сконструированная и помысленная жизнь совпадает с жизнью прожитой. Собственно, прожитая жизнь и есть главное произведение, артефакт, изобретение Кима Хадеева. Жизнь, прожитая как произведение, как сконструированный артефакт, не может сохраняться в культуре непосредственно, так же как не остается сыгранная актером роль, или сошедший со сцены спектакль. Но она становится содержанием городского фольклора, она продолжается в истории, правдивой или вымышленной, белорусских диссидентов, в легендах минской богемы и андерграунда, в мифах интеллектуалов. В отличие от сыгранных ролей и поставленных спектаклей, жизнь, прожитая как произведение ума и воли, как сконструированный артефакт, не становится образцом или примером для других. Она остается уникальным прецедентом жизни маргинала. Это своеобразный ответ свободной личности несвободному обществу. Она проживается как вызов личности обществу. И когда такая жизнь состоялась, когда личности удается реализоваться, это становится победой свободной личности над несвободным обществом. В столкновении этих сил, личности и общества, обнажаются все общественные проблемы. Когда маргинал становится наиболее авторитетным литературным и театральным критиком, это свидетельствует только о несостоятельности соответствующих институтов в сфере культуры и искусства. Когда студенты и аспиранты консультируются по новейшим течениям философии и культурологии с маргинальным мыслителем, а не с профессорами соответствующих дисциплин, это говорит о кризисе высшего образования. Когда маргинал пишет под заказ научные работы, за которые присуждаются ученые степени, это свидетельствует о кризисе, если не науки, то социальных институтов науки. Все эти социальные институты не предусматривают в себе мест для личностей, которые способны белее чем другие реализовывать смысл и назначение самих этих институтов. Жизнь, деятельность и наследие Кима Хадеева обусловлены тоталитарной организацией общества, но не тоталитаризм порождает их. Они рождены свободой воли и интеллектуальными усилиями самого Кима Хадеева, но проявлявшимся в уродливых условиях тоталитаризма, который перед лицом этих усилий и свободы оказывается вовсе не таким уж тотальным. И в тоталитаризме остается пространство свободы, путь не очень большое, но достаточное для того, чтобы в этом пространстве можно было прожить яркую и богатую жизнь.
Про Кима Хадееева (просто авторское отношение), и еще.