Павел Терешкович, Светлана Крупник

Гуманитарные технологии

 

Новый порог функциональной грамотности  вызов 21 века

 

1. Проблема дефиниций

Базовые термины: грамотность, функциональная грамотность, базовое образование.

Согласно определению ЮНЕСКО под грамотностью (в буквальном смысле) понимается способность личности читать, понимать и составлять простые короткие тексты, имеющие отношение к повседневной жизни. Вместе с тем, существует более широкое понимание термина грамотность как минимального объема навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений.

В связи с тем, что объем этих навыков существенно варьируется в зависимости от конкретных условий, в современной образовательной практике используется термин функциональная грамотность. Под ней понимается способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться к ней.

Формирует грамотность базовое образование, которое определяется как начальная ступень образования, охватывающее детей в возрасте от 3 до (в некоторых случаях) 12 лет. При этом задача базового образования понимается несколько шире  как формирование минимального уровня овладения важнейшими познавательными навыками. Согласно Всемирной Декларации "Образование для всех" образование должно удовлетворять важнейшие образовательные потребности. Они, в свою очередь, включают в себя усвоение базовых образовательных навыков (таких как грамотность, способность производить исчисления, выражать свои мысли устно, решать проблемные ситуации) и базового содержания образования (включая знания, ценности и представления), необходимых личности для того, чтобы быть способной

 выживать,

 развивать собственные способности,

 вести достойный образ жизни,

 активно участвовать в развитии общества,

 улучшать условия собственной жизни,

 принимать нестандартные решения,

 продолжать образование.

Согласно с Джонтьенской декларацией базовые образовательные потребности универсальны и свойственны каждому человеку вне зависимости от его возраста. Исходя из той же Декларации, в широком понимании важнейшими функциями базового образования являются обеспечение прочной базы для дальнейшего обучения и усвоение наиболее значимых навыков для конструктивного поведения в контексте социальных отношений.

2. Проблема грамотности в исторической перспективе

Проблема грамотности как массового феномена появляется в истории человечества в период формирования индустриального общества и распространения рыночных отношений. В до-индустриальном обществе потребность в массовой грамотности отсутствовала. Это было обусловлено характером экономических отношений, построенных на доминировании замкнутого натурального хозяйства. Рутинный характер технологии и локализация социальных контактов в пределах относительно немногочисленной общины сводили потребность в массовой грамотности практически к нулю. Грамотность в этих условиях была достоянием узкого круга социальной элиты, как правило, чиновников и священников. Характерной чертой было распространение грамотности на неразговорных языках: латыни в Западной Европе, церковнославянском  в Восточной Европе, арабском  на Ближнем Востоке, китайском  на Дальнем Востоке и т. д.

В отдельных случаях, например в Античном мире, средневековых европейских городах (в том числе в Полоцке, Новгороде), где рыночные отношения приобрели значительную степень развития, грамотность была широко востребована.

Однако ее массовое распространение было вызвано потребностями индустриального производства и масштабного товарного обращения, развитие которых потребовало качественно нового уровня квалификации труда, а также  значительного увеличения интенсивности контактов. Последнее обстоятельство в свою очередь определило создание унифицированного носителя информации. Его роль стали выполнять национальные языки, максимально приближенные к реальной разговорной практике. Одновременно появляется система массового образования, призванная обеспечить распространение элементарной грамотности. Грамотность становится одним из важнейших показателей уровня социального развития общества.

По мере вступления человечества в постиндустриальную эпоху  эпоху информационного общества  проблема грамотности приобрела новую степень актуальности, проявляясь в следующих аспектах:

во-первых, как проблема элементарной грамотности в развивающихся странах;

во-вторых, как проблема функциональной безграмотности в индустриально развитых странах, например, в США, где доля функционально безграмотного населения достигает 30 %. Это явление обусловлено как особенностями системы образования, так и характером многих технологических процессов (даже самых современных), не требующих квалификации и не востребующих багаж полученных знаний;

в-третьих, как проблема возникновения нового порога функциональной грамотности, обусловленного стремительным развитием процессов глобализации.

3. Проблема грамотности в Беларуси

Распространение грамотности в Беларуси было обусловлено процессом христианизации, начавшемся в конце 10 века. В эпоху средневековья грамотность была достаточно широко распространена среди городских жителей, однако их удельный вес не превышал 1-2 % всего населения. На рубеже 16-17 столетий в городах стала складываться широкая сеть внесословных светских начальных учебных заведений. Однако массовое распространение грамотности относится только к 60-м годам 19 в., когда в Российской империи стала осуществляться реформа системы образования, и было создано значительное число начальных школ. В конце 19 века только 12 % белорусов были грамотны. Существовал значительный разрыв в уровне мужской (26 %) и женской (5 %) грамотности. К 1918 г. уровень грамотности среди мужского населения значительно возрос и составлял в среднем до 70 %. Окончательно проблема элементарной грамотности была решена в Восточной Беларуси в 20 30 гг., и в Западной  во второй половине 40 50-х годов.

4. Грамотность: педагогические аспекты

К вопросу грамотности педагогическая наука обращалась достаточно часто до периода относительной стабилизации в области образования. В основном вопросы грамотности с особой остротой ставились, когда решались проблемы массового образования.

Вместе с тем, следует отметить, что понятие грамотности до сих пор четко не определено. Примитивное представление о грамотности как некотором минимальном наборе знаний, умений и навыков (читать, писать, рисовать и т. д.), необходимых для нормальной жизнедеятельности человека и которые обычно осваиваются в начальной школе, на сегодняшний день становится недостаточным для решения современных социальных проблем. Вопросы грамотности, подготовки и образования в целом всегда зависели от развития конкретной социальной, экономической и культурной ситуации. Если в Античном мире обучающиеся могли годами изучать счет от 1 до 10  такой уровень компетентности был адекватен существующим социокультурным реалиям, то сейчас же подобный уровень грамотности достигается практически за неделю. Нынешний уровень развития цивилизации требует совершенно другого понимания и содержания грамотности и образованности.

 

5. Грамотность по схемам деятельности

Необходимо отметить, что грамотность есть характеристика, которая приписывается человеку, прошедшему через определенный этап образования. Образование при этом рассматривается как сфера деятельности, средство, обеспечивающее уровень грамотности. Значит, грамотность можно рассматривать в нескольких модусах. Разделение основано на представлении о том, что деятельность и человек в идеальном плане отделены друг от друга и являются разными топами в логических структурах и схемах Ч Д (человек деятельность):

 как определенный качественный уровень человеческих способностей. Как он определяется? Через исследование общественных тенденций, через прогноз социально-экономических изменений и т. п. Такого рода исследования должны носить системный и деятельностный (социотехнический) характер. То есть определяется первый вектор Д Ч (требования, предъявляемые общественной системой деятельности к человеку). Второй вектор Ч Д может быть определен только через социологические и психологические гуманитарные исследования. Такой опыт исследования в Беларуси практически не существует или существует в очень локальных эпизодических и несистемных вариантах. В основном это связано с тем, что отсутствует типологизация и жесткое различение гуманитарного и деятельностного знания. Гуманитарные проблемы пытаются решить традиционно по схемам естественнонаучного знания;

 как процесс, приписываемый системе образования (иначе его называют "обеспечение грамотности"). Если грамотность  это процесс в системе образования, то необходимо определить его отличительные особенности и соотношение с другими процессами в образовании  собственно образование, подготовка кадров, обучение и воспитание. В основном, описание процессов осуществляется в категориях и терминах деятельности. Например, функции системы образования в отношении обеспечения грамотности состоит в освоении учащимися минимально необходимого для "вхождения" человека в социальную жизнь уровня знаний, умений, навыков, способностей и т. п.

Процессы грамотности в образовании обеспечиваются в основном через обучение и должны контролироваться системой стандартов образования.

6. Функциональная грамотность  концептуальный анализ

Конструирование такого понятия на формальном уровне возможно только при определении базовой схемы. Категория "функция" есть принадлежность деятельности, грамотность  принадлежность образованности человека. Совмещение этих категорий возможно только при комплексировании социотехнического знания о деятельности и гуманитарного знания о человеке. Обычно такое знаниевое совмещение происходит в рамках философии, герменевтики, антропологии, теории деятельности и т. д., которые являются метапредметами по отношению к традиционным теориям научного знания.

Однако категории могут отрабатываться совершенно иным путем  от прагматики, от необходимости оперировать этим термином в профессиональном сообществе. На сегодняшний день такая потребность, вероятно, уже сложилась естественным путем. В первом приближении можно зафиксировать синонимичные по отношению к понятию "функциональная грамотность" термины  минимально необходимая подготовка, стандарт образования как минимальный уровень требований к образованию. Однако этими терминами оперируют в основном в системе профессионального образования и повышения квалификации. Как это может распространиться на систему школьного образования, остается проблематичным. Именно на этой категории можно зафиксировать разрыв и нарушение принципов преемственности. В школе под грамотностью понимают годами отработанный начальный уровень образования  умение читать и писать, а в системе профессионального образования этот уровень значительно повышается и постепенно начинает смешиваться с пониманием подготовки. Разобраться в этом нагромождении неопределенных смыслов достаточно сложно.

 

7. Новый порог функциональной грамотности  вызов 21 века

Нынешний период исторического развития характеризуется преобладанием основных тенденций, которые, так или иначе, начинают влиять на процессы образования.

Во-первых, это супертехнологизация производственных и гуманитарных сфер деятельности. Технологизация (как процессы соорганизации и упорядочения элементов систем деятельности) в гуманитарных сферах создает определенное поле интеллектуальных и информационных напряжений. Поэтому минимальный уровень умений, необходимых для функционирования в системах деятельности человеку, значительно повышается. Это в первую очередь  умение добывать, пользоваться информацией и информационной техникой, умение самостоятельно устанавливать обобщенные цели и задачи деятельности и быстро адаптироваться к уже сложившейся системе отношений.

Во-вторых, это увеличивающийся в геометрической прогрессии информационный поток. При этом стоит подчеркнуть, что не всякая информация является культурной и может быть отнесена к нормам, которые в обязательном порядке должны осваиваться в процессе обучения. Информация же имеет свойство сворачиваться и упаковываться в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой человек в процессе деятельности.

В-третьих,  чрезмерная профессионализация (универсализация) деятельности. Достигнутая в советский период фундаментальность образования позволяет до сих пор в условиях неопределенности и отсутствия стабильности, а также падения жизненной активности, поддерживать на должном уровне в относительно стабильном режиме функционирование отдельных профессиональных сфер, в основном производственно-технических.

В-четвертых, неопределенность глобальных целей цивилизационного развития (Хайек, Поппер).

Все это, так или иначе, формирует определенные требования к уровню грамотности и образования человека, который вступает в производственные и общественные отношения в системах деятельности.

Уровень функциональной грамотности оценивается уровнем развития технологий в той или иной стране. Минимально необходимый уровень грамотности на сегодняшний день с учетом мировых тенденций развития цивилизации состоит в:

 умении пользоваться компьютерами, получать необходимую для деятельности информацию и перерабатывать ее;

владении двумя и более иностранными языками (языковая, знаковая грамотность);

умении управлять транспортом;

умении вступать в правовые и финансовые отношения.

Необходимо различать:

К сожалению, в отношении Беларуси приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности населения, что является одним из факторов, тормозящих развитие общественных отношений в республике. Поэтому проблема функциональной грамотности должна рассматриваться не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности. Именно таким образом поставленная проблема позволяет переориентировать усилия специалистов от пассивной, наблюдательной установки к активной, проектно-программной деятельности.

Используются технологии uCoz