Worvik > Думать Беларусь > БЕЛАРУССКАЯ ДЕМОКРАТИЯ: ВОПРЕКИ ОЧЕВИДНОСТИ

 

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Во второй половине 19 века, в эпоху Мечникова и Пастера, вся Европа страдала от родовой лихорадки, от которой умирали роженицы и новорожденные. Молодой австрийский врач обнаружил, что причиной переноса лихорадки являются немытые руки хирургов, акушеров, гинекологов и паталогоанатомов. Он сам стал мыть руки хлорной водой, и смертность резко упала. Людям двадцатого века этот или аналогичный способ снижения смертности кажется таким очевидным, но Игнац Филипп Зиммельвейль два десятка лет доказывал очевидную истину медицинскому сообществу Европы и умер непонятым, под насмешки таких светил тогдашней медицины, как Рудольф Вирхофф.

Врачи должны мыть руки перед операцией.

14 предшествующих глав описывают "антисанитарию" беларусской общественной жизни, и только в последней главе автор позволяет себе несколько положительных высказываний. Явная диспропорция? В художественной соцреалистической критике все это назвали бы очернительством. А как приходилось поступать Зиммельвейлю. Позитивная часть его "научного открытия" состоит в тезисе: дезинфецируйте руки перед операцией хлорной водой. А всю свою сознательную жизнь он доказывает, что врачи пренебрегают этим элементарным требованием, пишет про это статьи, собирает статистический материал по европейским больницам. Тома негативной информации на один простенький позитивный тезис. Еще один пример дают "Вехи", сборник-предупреждение российской интеллигенции. Стандартное отношение к "Вехам" в начале века состояло в том, что все заявляли: в сборнике нет позитива. А между тем, позитив очевиден: устранение негатива. Российской интеллигенции рекомендовалось "мыть руки", в переносном смысле, или "прочистить мозги", почти в прямом.

То же самое в нашем случае. Знаний нет, логики нет, целесообразности нет, нравственности нет, денег нет, личностей нет. А что есть? В чем может состоять позитив? В "прочистке мозгов". После выхода на экраны "Покаяния" Абуладзе советской интеллигенции объясняли, что термин "покаяние" появился в древнеболгарском языке (и остался в языках православных славян) как эквивалент греческого слова метанойя, буквально означающего - "перемени ум". В перемене ума или в наведении порядка в мышлении и состоит позитив этого текста. "Разруха в головах порождает разруху вокруг", - заявляет Михаил Булгаков устами своего героя. "Если в стране есть духовность, то поезда ходят по расписанию, земля рожает хлеб, а матери - здоровых детей", - добавляет Герман Гессе.

Бесполезно наводить порядок в стране с разрухой в голове, бессмысленно проводить реформы в постсоветском мире и строить демократическое общество с советским мышлением, с "совковым" догматизмом и тоталитарными установками сознания.

Чтобы воспринять позитив из такого текста, как этот, нужно иметь только две вещи:

- современное европейское, не советское мышление;

- установку на то, что реформы и преобразования возможны и реальны, даже (?) в Беларуси (или веру в это, если угодно; без любви к Беларуси не может быть такой веры, а без веры не может быть мотивации даже для прочтения данного текста, не говоря уж о больших усилиях).

Известен анекдот про коммивояжеров обувной фирмы в Африке. Пессимист отправляет депешу: "Все пропало, вылетаю первым самолетом - здесь все ходят босыми". Оптимист телеграфирует: "Редкая удача, срочно высылайте образцы товара - здесь все ходят босыми". Смысл всего предшествующего текста - "в Беларуси все ходят босыми". Из констатации факта, что вся политика в Беларуси "босяцкая", следует ровно два альтернативных вывода:

- Пассивный вывод. Ничего сделать нельзя. Страна отсталая, народ темный, государство обречено на застой и деградацию. Нужно либо эмигрировать, либо смириться. Это вывод пессимистов "босяков-интеллигентов", которые неспособны на самостоятельные действия, а могут только исполнять чужую волю и ворчать при этом. Ярким выразителем такого подхода является академик Михайлов и часть профессуры Европейского гуманитарного университета. Вся их деятельность направлена на воспроизводство ситуации, на получение очередного подтверждения того, что ничего в этой стране делать нельзя.

- Активный вывод. Отсутствие чего-либо есть повод начать это создавать. Все, что в Беларуси плохо или вообще отсутствует , должно быть переделано или создано заново. Это вывод оптимистов - активных ньюсмейкеров.

Понятно, что первый вывод приводит к пренебрежительному отношению к своей стране, своему народу, к тому, что человек начинает тяготиться своим происхождением, мечтает покинуть Родину или включить ее в состав другого государства.

Точно так же понятно, что для выбора второго вывода необходима внутренняя энергия, которую дают: любовь к Родине, уверенность в собственных силах и чувство собственной полноценности.

Перечень различий между двумя типами субъектности, которые останавливаются на этих, столь противоположных выводах, столь велик, что можно было бы написать целую монографию о двух разновидностях homo sapiens.

 

Пассивный вывод Активный вывод

ПАРАДИГМАТИКА

внешняя наблюдательная позиция позиция включенности

абстрактное натуралистическое знание конкретное техническое знание

неисторичность мышления историческое мышление

позитивизм (материализм+эмпиризм) рационализм+идеализм+реализм

СИНТАГМАТИКА

потребительское отношение технократическое (-логическое) отношение

объяснительное отношение понимающее отношение

описание проектирование и программирование

научный подход инженерный подход

ПРАГМАТИКА

утилитарное отношение патриотизм

зависимость свобода и ответственность

комплекс неполноценности чувство полноценности

коллективизм индивидуализм

социально-деятельностная укорененность мобильность и адаптивность

покорность судьбе самоактуализация

догматизм и риторичность критичность и диалогичность

сензитивность (жизнь в очевидностях) рефлексивность (формальность)

Это только поверхностный слой различий двух типов отношений, двух типов деятелей. Эти различия много раз описывались разными авторами, в разных подходах и в разных системах категорий. Поэт Киплинг: "Запад есть запад, восток есть восток". Карл Поппер: Закрытое и открытое общество. Август Фридрих Хайек: Узкий и расширенный порядок. Владимир Лефевр: Американская и советская системы морали.

Если остановиться на киплинговском поэтическом видении различий, то придется констатировать: западу и востоку вовек не сойтись. Но можно и не останавливаться. Джордж Сорос принял попперовскую концепцию открытого и закрытого обществ не как описательную теорию, а как руководство к действию. Поппер и Хайек согласны в том, что открытое и закрытое общества (расширенный и узкий порядки) безразличны к природе человека. Люди везде и всегда люди, москвичи и минчане такие же, как парижане, лондонцы или бостонцы, "только квартирный вопрос их испортил". Значит нужно решать этот проклятый "квартирный вопрос", нужно ликвидировать "узкий порядок коммунальных квартир". Сорос активно занимается этим в Беларуси. А сами беларусы?

Позитивная сторона всего изложенного состоит в том, что в Беларуси необходимо заниматься культурной политикой и гуманитарными технологиями. В общем виде задача культурной политики состоит в том, чтобы прекратить трансляцию норм закрытого общества и стимулировать трансляцию норм открытого общества, а реализовывать нужно только нормы открытого общества и расширенного порядка. Изменить направление процессов трансляции норм и образцов культуры можно только осваивая и развивая гуманитарные технологии.

Нельзя ожидать действий по нормам открытого общества от тех, кто знает только нормы и образцы закрытого общества. Классической моделью решения такой культурно-политической задачи является сорокалетний анабасис евреев по Синайской пустыне под водительством Моисея. Смена норм при такой модели происходит за счет естественной смертности людей. Представим себе, что Моисей сам жил бы и действовал как египетский раб. Тогда от такого вождения и вымирания нескольких поколений евреев времен "Исхода" не было бы никакого проку. Беда заблудившихся в "культурной пустыне" беларусов в том, что их вожатые не "Моисеи", а "Сусанины". Беларусские политическая, деловая и интеллектуальная элиты, зная нормы и образцы открытого общества, ведут себя и действуют в полном соответствии с нормами и образцами закрытого общества. Такая нерефлексивность и памяркоў насць делают неразличимыми беларусских политиков (партии и персоналии) в глазах избирателей, "при всем богатстве выбора - альтернативы просто нет". В Беларуси нет политических партий и движений, действующих в режиме открытого общества и расширенного порядка. БНФ, ОДПБ, Грамада и прочие построены так же как компартия - как "узкие" кружки лично знакомых людей со всем набором коммунальных отношений узкого порядка, со всеми традиционными атрибутами: блатом, личной преданностью, ограниченностью действий в пределах личной активности, моральным ригоризмом, наивным эмпиризмом в знании и т.д. Классический пример - Станислав Шушкевич. Он не доверял никому, кроме личных друзей. Суждения о состоянии дел в стране формировал только на основе личных наблюдений и контактов. Игнорировал профессиональные услуги в подготовке решений и действовал, руководствуясь только тем, что понимал сам. Конечно, он умнее, нравственнее, образованнее, чем Лукашенко, но образ их действий и, особенно, образ мыслей полностью идентичен. Реформирование страны при Лукашенко идет с той же скоростью, что и при Шушкевиче, несмотря на то, что последний понимал суть реформ и был их сторонником, а первый не понимает ничего, судит обо всем посредством знаний семиклассника, регулярно читающего районную газету и является врагом всех реформ.

Итак, что же из всего этого следует?

Я воспользуюсь порядком глав этой книги и буду двигаться от конца к началу.

15. Культурная политика и гуманитарные технологии.

Отставание Беларуси от всех соседних стран в проведении реформ и во введении в стране современных форм организации жизни и деятельности обусловлено тем, что можно обозначить как культурную катастрофу. Культура быта определяется образцами социалистического общежития или эстетикой хрущевских пятиэтажек. Культура производства делает наши товары неконкурентноспособными, дорогими и некачественными. Политическая культура выносит на поверхность проходимцев и некомпетентных людей. Правовая культура заставляет использовать коррупцию как единственный способ решения деловых проблем, споров и конфликтов.

Основная социокультурная проблема современной Беларуси состоит в том, что культурная традиция и действующие обычаи тянут в прошлое, в закрытое общество и узкий порядок, которые породили общий системный кризис, а позитивное разрешение кризиса возможно только иными культурными средствами, которые принадлежат будущему, открытому обществу и расширенному порядку. Или, проще говоря, проблема состоит в конфликте старого и нового, прошлого и будущего.

Общее решение этой проблемы формулируется словами неокантианца Лотце: "То, что должно быть, является основанием того, что есть". Т.е. будущее определяет то, что сегодня реально есть, а то, что тянется из прошлого, уже "как бы" не существует. Культурные традиции прошлого доминируют в обыденном сознании, в памяти людей, в ностальгической фантазии, но они не реальны, а фантомны. Нормы и образцы жизни и деятельности, сформированные культурной традицией прошлого, есть призраки или фантомы, а редкие и малоприметные проявления норм и образцов будущего реальны. Если так относиться к проблеме, то каждый беларус встает перед выбором: чем руководствоваться в своих собственных действиях, в своей собственной жизни - стереотипами и предрассудками прошлой традиции, т.е. фантомами, или осваивать и реализовывать новые нормы и образцы?

Реализация новых норм и образцов - дело трудное. Сначала их необходимо освоить, понять и приноровиться по ним жить. Представим себе, что новые образцы освоил только один беларус. Тогда он оказывается в ситуации, когда "все идут не в ногу, а он один - в ногу". Он оказывается перед необходимостью жить и действовать не так, как все. Это почти невозможно. Почти, потому что есть только один способ так жить и действовать, в это нужно играть. То есть, жить и действовать так, "как будто бы в Беларуси есть демократия, право, собственность, институт личности, гражданские свободы". Относиться к властям и гражданам так, что за реальность принимается то, какими они могут и должны быть, а не так, как власти и граждане видят себя в своих ностальгических фантазиях, как они "помнят себя советскими". Играя во взрослых, дети становятся взрослыми, играя в свободную правовую и демократическую Беларусь, мы сделаем ее таковой.

В этом и состоит культурная политика. Знак реальности и значимости ставится не на явлениях и фактах, которые распространены и часто встречаются, а на том, что представляет собой проявление будущего в современности.

До сих пор беларусские политики действовали по-другому. Они говорили: "конечно, мы знаем как правильно, но народ нас не поймет, поэтому будем действовать так, чтобы понравиться народу". Это целиком лживая позиция. Такая политика ничуть не больше имеет дело с реальным народом, чем противоположная ей. Народ в любом случае берется из представлений политиков, а не из реальности. До тех пор пока политики представляют себе беларусский народ советским, он и будет оставаться советским, последним советским народом из всех наций бывшего СССР. Типичным контрпримером или возражением против такой "некультурной политики" является дискуссия о "шоковой терапии" во всех странах с переходной экономикой. Все правительства, в чьих странах реформы идут, пошли на "шоковую терапию", и народы этих стран приняли такую политику. Ее приняли бы и беларусы. Народы, как категория политической действительности, таковы, какими им предстоит стать, а не таковы, какими они были в мифическом прошлом. Только в Беларуси (может быть еще на Украине) этого не понимают.

Культурная политика направлена, в первую очередь, на мышление и сознание политиков. Если тезис об отсталости беларусского народа хоть в каком-то смысле справедлив, то только в том, что отсталыми являются беларусские элиты с их несовременным мышлением и советским менталитетом.

Итак, общий позитивный тезис состоит в необходимости культурной политики или игры в демократическую Беларусь. Реализоваться культурная политика должна как гуманитарные технологии.

Гуманитарные технологии - это то, что замещает собой культурные традиции. Жизнь и деятельность людей определяется культурными нормами, образцами, эталонами и прототипами. Люди выдвигают цели и достигают их так, как умеют. Если имеющиеся в наличии известные,принимаемые по умолчанию, неписанные нормы и эталоны позволяют достигать поставленных целей, можно говорить о существовании культурной традиции. Если нет, то приходится изобретать и осваивать другие, нетрадиционные, нормы и образцы жизни и деятельности. В этом и состоит технология. В традиции и в технологии нормы жизни и деятельности предшествуют реализации действий по достижению целей. Но в традиции эти нормы берутся из прошлого или из транслирующей прошлое памяти, а в технологии нормы проектируются в мышлении, т.е. берутся из будущего. Традиция строительства домов толокой возможна только тогда, когда все дома строятся такими, какими их строили многие поколения предков. Если нужно построить дом новой конструкции, то нужно организовать проектирование, разработать прорабскую программу, создать новые материалы и ввести технологию строительства.

Продукты производственно-товарных технологий "проживают" цикл от демонстрационного образца, выходящего из-под рук изобретателя-творца, через выставочные товары для отдельных потребителей, до серийного и массового товара, доминирующего на рынке. Продукты гуманитарных технологий имеют такой же цикл жизни: от первых прецедентов нетрадиционного, "вызывающего" поведения и действия, через моду и культивирование такого поведения и образа действия в элитарных кругах, до распространенности нового поведения и образа действия в широких слоях население. Когда новое поведение и образ действия становятся само- собой-разумеющимися, перестают требовать искусственного культивирования и артикулированной демонстративности - кончается сфера технологии и начинается традиция.

Гуманитарные технологии противостоят традиции, а реализуют гуманитарные технологии ньюсмейкеры, те, кто делают новое.

Тогда, культурная политика - это игра, в которую играют ньюсмейкеры, отказавшиеся от традиции, проектирующие и простраивающие свои игровые ходы как действия в рамках гуманитарных технологий.

14. Беларусская мечта.

Кто может рассматриваться как ньюсмейкер? Понятно, что если цели человека берутся из прошлого, то они не могут быть новыми. Если цели новые, то их нет в прошлом, нет в традиции. Можно представить себе человека, который поставил себе целью приобретение собственного самолета, в ситуации, когда все самолеты находятся только в общественной собственности. Такой человек может показать свою цель, она есть в прошлом. И он сам, и другие люди летали самолетами. Но когда-то люди изобрели самолет, сделали то, чего раньше никогда не было. Где был самолет, когда конструировался и мастерился первый экземпляр? Он был в мечте создателя самолета. Самолета не было в прошлом, но он был реален, как явление будущего, реален как мечта ньюсмейкера - реализатора нового, делателя будущего. Будущее делается из материала будущего. Из ничего ничего не возникает. В прошлом могли быть детали и узлы самолета, но не сам самолет. Поэтому самолет мог быть сделан только из "материала мечты".

Коммунисты, в помыслах которых место Республики Беларусь занято Белорусской Советской Социалистической Республикой, не способны создать новую Беларусь. Националисты, в помыслах которых место Республики Беларусь занято Великим Княжеством Литовским, не способны создать новую Беларусь. Ни у тех, ни у других нет материала для делания нового, они не ньюсмейкеры, а толпа на толоке. Их активность и энергия способны произвести на свет копию той или иной версии прошлого. Габриель Гарсия Маркес говорил: "Из вчерашней пыли образована сегодняшняя грязь". Сколько не высушивай сегодняшнюю грязь, ничего кроме вчерашней пыли не получится, а из нее может получиться только та же грязь.

В советских гуманитарных технологиях категория мечты подразделялась на две противопоставляемые части: "высокая и светлая" и "низкая, приземленная и обывательская". Я говорю здесь именно о той обывательской мечте, которую советские гуманитарии считали низкой и недостойной советского человека. Культивирование такого отношения привело к тому, что советский человек приобрел привычку и обычай "мечтательности" и жизни в фантазиях. "Сидят в грязи рабочие, промокший хлеб жуют". Советский человек натренирован жить в грязи, жевать промокший хлеб, потому что "через четыре года здесь будет город-сад". Прошло четыре, сорок четыре и больше лет, а город-сад по-прежнему "высокая и офигенно чистая мечта". Такое подразделение мечты на низкую и высокую есть ложь и манипуляция массовым сознанием в корыстных целях. Вместо того чтобы мечтать о достижимой чистоте и нормальном хлебе, рабочие смиряются с мокрым хлебом и грязью. Простой вкусный хлеб, чистота в городе, нормальные условия труда и быта - недостойные с точки зрения такого гуманитарного подхода цели. Но при отсутствии этой "низкой обывательской" мечты никогда не будет элементарного порядка и нормальной жизни. Необходима Простая Обывательская Индивидуальная Великая Беларусская Мечта. Деление мечты на высокую и низкую - открытая дорога к рабству. Говорят, что академик Минц вспоминал, что лучше всего ему работалось в шарашке, то есть в тюрьме. Беларусы, мечтающие о колбасе за 3,20 и о грядущем царстве коммунистических "свободы, равенства, братства", готовы мириться с попранием гражданских прав и свобод. Высокая и офигенно чистая мечта совместима с колбасой за 3,20, грязью и мокрым хлебом, подавлением свободы. Более того, высокая мечта выступает оправданием грязи, некачественных продуктов, диктатуры и хамства властей, "так нужно для построения города-сада". Простая обывательская мечта не совместима с грязью, диктатурой, ограничением свободы. Индивидуалистическая мечта дает человеку чувство собственного достоинства, и непримиримости к элементарным безобразиям. Впрочем, это не единственный случай, когда советские гуманитарные технологии ставят все с ног на голову.

Я вовсе не против высокой мечты, не против того, что Альтшуллер называет Достойной Целью. Но это составляет предмет кустарного производства, а не массового, поэтому не относится к сфере технологии. Технологии, гуманитарные в том числе, присутствуют там, где речь идет о массовом производстве, о стандартах и транслируемых образцах.

Обычно категория мечты используется теми, кто считает себя реалистами и прагматиками, как ругательство, как синоним непрактичности. И напрасно. В рамках гуманитарных технологий эта категория очень практична. Ньюсмейкером можно стать только мечтая. Понять ньюсмейкера, помогать ему или принять его действия как реальность можно только соотнося эти действия с представлением о будущем. Поэтому работа с мечтой становится одной из центральных задач культурной политики. Что означает работа с мечтой?

Мечтая, человек примеряет к себе желаемое будущее. Чтобы примерять желаемое, его необходимо представлять себе с той или иной степенью ясности. Визуализация желаемого будущего до максимально достижимой ясности и есть работа с мечтой. Чтобы мечтать о собственном автомобиле, самолете или доме, их нужно видеть у других, щупать, трогать. Мечтать о компьютере ребенок начинает только тогда, когда поиграет на нем, повозится с ним. Необходимо показывать образцы хорошей жизни всем, это расширяет пространство мечты. Тот же Маркес вспоминает свое пребывание в СССР во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Советские люди доброжелательно и с интересом относились к гостям фестиваля, но редко приглашали их в гости к себе домой. Те же, кто осмеливался пригласить иностранца домой, "думали, что могут это сделать потому, что живут хорошо, - говорит Маркес, и добавляет - но жили они плохо". Представления о хорошей жизни у советских людей убоги только потому, что для них не визуализирована хорошая современная жизнь.

Понимание места мечты в рамках гуманитарных технологий заставляет пересмотреть отношение к беларусским средствам массовой информации, к рекламе, к стандартам потребления, к образу жизни, нравам и обычаям ньюсмейкеров. Шушкевич не ньюсмейкер, он обычный советский человек (или памяркоў ны беларус), поскольку атрибутика его образа в глазах тех, кто способен мечтать, не соотносится с представлением о будущем. Имидж нового человека должен быть оформлен через атрибутику визуализированных образов ньюсмейкеров. 1994 год принес две потрясающие истории. Глава государства и парламента в начале года отстранен от должности за кражу двух ящиков гвоздей, будущий глава государства в разгар президентской предвыборной кампании обвиняется в краже парфюмерии и конфет у стюардессы. Независимо от того, имели ли место эти факты в действительности, потрясающим является факт приписывания таких действий первым лицам государства, а также органичности и совместимости таких действий с образом главы государства. От беларусского главы государства электорат ожидает поведения и образа действия кухарки. Удивительное совпадение социальных экспектаций и инспектаций.

Любая мечта принадлежит сфере идеального. Коротко цель работы с мечтой можно обозначить как расширение плана идеального. Технологическая работа с мечтой затрагивает сферу рекламы, того, что принято называть "желтой прессой", индустрию досуга и отдыха, моду, потребительские стандарты, образ жизни и быт тех, кто претендует на ньюсмейкерство. Ньюсмейкеры! Организуйте сначала свою жизнь по современным образцам! Не скрывайте образцов! "Ибо зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме".

Беларусы направят свои мечты, помыслы и энергию к лучшей жизни только в том случае, если лучшая жизнь "им светит". А тем, кому "светит лучшая жизнь", не по пути с Лукашенко и реставраторами социализма. Пока беларусские политики не станут технологически работать с мечтой, с развитием представлений о будущем, а будут суетиться в сиюминутной борьбе за власть, будущее "им не светит".

13. Масс-медиа.

Пожалуй, нет такого политика в Беларуси, который не понимал бы роль и значение средств массовой информации в общественной и политической жизни. Но это понимание содержит в себе дефекты советского подхода. Содержательно роль и место СМИ трактуется в соответствии с ленинским тезисом о том, что "газета не только коллективный пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор". Любой политик или бизнесмен в Беларуси норовит обзавестись партийной или "личной" газетой. "Большевизм" в масс-медиа плодит множество партийно-ангажированных (если не сказать сильнее) газет, передач, издательств. Беларусские СМИ скучны, бездарны и, главное, неэффективны.

По БТ часто "крутят" рекламу задвижек какого-то мозырьского завода сантехнического оборудования. Герой ролика произносит фразу, адресованную своему несчастному коллеге: Вася, звони в Мозырь по такому-то телефону. Несчастное БТ и беларусский телезритель, несчастный завод рекламодатель. Предназначенная действительно только одному Васе информация преподносится всей стране по национальному телевидению. Может быть, дикторы БТ скоро станут выполнять функции пейджеров и передавать сообщения частных лиц частным лицам, Петя для Васи, Вася для Муси.

Нет ничего глупее партийных газет, государственного телевидения и вообще беларусских средств массовой информации. Информация может быть адресной и индивидуальной, а может быть массовой. Массовой информации в Беларуси нет. Телевидение стало личным средством односторонней коммуникации президента. Газеты используются вместо справочников, партийной связи, официальной переписки, только не по назначению.

Для культурной политики и гуманитарных технологий здесь непочатый край работы. То, что нужно сказать об этом, не вмещается в короткую главу. Остановимся на том, что эту работу необходимо делать, причем делать практически заново, и ограничимся только одной иллюстрацией. В первые месяцы моего пребывания в Минске мне предложили участвовать в проектировании и запуске новой информационно-аналитической телепередачи. Приступая к проектированию, я понимал, как просто можно сделать лучшую передачу на БТ. Возьмем это в качестве примера.

Парадокс "Проспекта".

Лучшая телепередача 1994 года на беларусском телевидении в отношении профессионального исполнения была обычной халтурой. В ней не было новостей (какие новости при еженедельном выходе), в ней не было аналитики (какая аналитика, если передача строится на информации, которая неизвестна телезрителю заранее, и ее приходится приводить в самой передаче). Павел Шеремет своей активностью и смелостью компенсировал недостаток всех профессиональных норм. Он делал репортажи с большим опозданием, которые привлекали к себе интерес только потому, что весь остальной эфир был пуст. Интерес к передаче держался на том, что в ней показывалось то, о чем говорят, сплетничают и догадываются. Ее успех обусловлен низким уровнем всего остального телевидения. Шеремет - талантливый журналист, именно поэтому его выжили с телевидения. Яркое пятно на сером фоне режет глаз и раздражает "эстетические чувства". То же самое проявляется в феноменах газет "Европейское время", "Белорусская деловая газета" и "Имя". Поражает тот минимум усилий, который необходим, чтобы сделать "Имя" в беларусской журналистике.

Очевидна бедность и техническая отсталость беларусских масс-медиа. Но даже при имеющихся средствах можно создавать нормальную коммуникативную среду. Вопрос упирается в квалификацию, сознание и нравственность тех людей, которые в этой сфере работают. Техническая отсталость будет преодолена только тогда, когда задачи будут требовать технического перевооружения. Правильная постановка задач - первый шаг в этом направлении культурной политики. А готовность (квалификация) их решать - основной предмет этого подраздела гуманитарных технологий.

Журналисты не больше чем любые другие жители Беларуси разбираются в происходящих в стране процессах. Они и не должны разбираться лучше. В профессиональном мышлении журналистов необходимо навести понятийный порядок. Нужно ввести понятия информации, новостей, массовой коммуникации и т.д. Нужно различить мнения и суждения, комментарии и экспертные оценки, концептуально проработать жанры и типы информации, формы и методы коммуникации, тренировать специализации репортеров, обозревателей, фельетонистов, публицистов и т.д. Сегодня журналистом в Беларуси может быть любой, а это показатель отсутствия профессии как социально-деятельностного института.

12.Персоналии.

Люди не равны между собой как личности, деятели, мыслители, любовники и т.д. Люди равны только по отношению к праву и закону. Равенство людей как лозунг демократии предполагает терминологическую синонимию равенство - равноправие. Мужчины и женщины могут быть равноправны, это справедливо и реально достижимо, но они не могут быть равны или одинаковы. Президент и кухарка равны перед законом, но не равны по своим способностям исполнять свое призвание в жизни. В мире людей неравенство есть фундаментальный принцип развития и прогресса. Люди соревнуются между собой за любовь, за авторитет, славу, спортивные достижения и прочее. Поэтому всегда были, есть и будут те, кого больше, чем других любят, те, кто способнее других, сильнее, умнее, талантливее. Культура содержит в себе множество механизмов отбора умных, талантливых, смелых и решительных. Отмените эти механизмы и человечество быстро деградирует к животному состоянию. В Беларуси эти механизмы не работают. Возьмем несколько механизмов для примера.

Элементарные способности. В своей двухчасовой речи 2 октября президент Беларуси озвучил множество предрассудков массового советского сознания. (Кстати, Брежнев говорил много и ни о чем, Горбачев высказывал порой дельные вещи, которые не мог реализовать, резонерство Лукашенко представляет собой уникальный случай, когда полуграмотный человек, сам того не желая, высказывает содержание предрассудков, мифов и устаревших догм, которые определяют убогость нашей жизни, но редко озвучиваются. Если это высказывает директор совхоза, его никто не слышит, а теперь эти глупости звучат на весь мир. Нет лучшего способа дискредитации "совковости", чем то, что делает Лукашенко.) Малозаметный штрих в его речи касался студенческих стипендий. "Мы будем платить стипендию тем троечникам, которые регулярно посещают занятия", - говорит президент. Давайте подумаем. Если студент редко посещает занятия и может осваивать предмет по минимуму, на тройку - это плохо. Такой студент - бездельник или у него тяжелый период в жизни, мешающий ходить на лекции. Но он сообразителен и способен к учебе - малыми усилиями достигает результата, хоть и минимального. Другой студент регулярно ходит на лекции и "упорно занимается", но получает те же тройки. Скорее всего, он просто - полная бездарность или занимается не своим делом, поскольку большими усилиями достигает того, что другому дается малыми. Президент предлагает государству заботиться о таких бездарностях. Если государству не нужны способные и талантливые, то поступать нужно именно так. Гуманитарные технологии - это очень просто. Хотите бездарных и серых исполнителей с якобы высшим образованием - проявляйте заботу о них. Не допускайте мысли о том, что высшее образование не для всех, что никто не гонит людей в вузы. При всей массовости современного высшего образования оно составляет достояние, пусть не элиты, но все же некоторой наиболее способной и деятельной части общества. Государство может гарантировать любому получение высшего образования, но обеспечивает не каждому, а только тому, кто способен. Олимпийский принцип: не побеждать, а участвовать - не применим в практической жизни.

Авторитет. Институт авторитета в культуре выполняет несколько функций: отбор проверенного и надежного знания, отбор талантливых и ответственных людей, экономия общественного времени на прояснение сложных вопросов и проблем, гарантия культурности тех или иных решений и т.д. Чтобы институт авторитета срабатывал, в культуре должны выполняться ряд условий: состязательность, критика, гарантия интеллектуальной собственности.

В Беларуси никто не состязается за репутацию авторитетного мнения. Мнение недоучившегося бухгалтера или колхозного экономиста считается равным мнению профессора и руководителя Национального банка. Никто не отслеживает мнения и суждения тех, кто чаще других оказывается прав. Человек может год за годом нести глупости, совершать ошибки, заблуждаться в оценках, но остается на том же месте и в том же качестве. Другой может быть точным в оценках и прогнозах, предлагать реальные решения проблем, но его авторитет при этом не поднимается. В Беларуси никто не помнит тех, кто первыми предлагает какие-то решения, совершает полезные действия. В сфере авторитета действует такая же инфляция, как в сфере финансов - авторитет невозможно накопить. Авторитет крепится за местом (креслом, портфелем, должностью), но не за личностью. Состязания за авторитет, за репутацию возможны только тогда, когда в социокультурный институт авторитета встроены механизмы фиксации достижений, награды за достижения, критика и "судейство". Президент не выполнил ни одного предвыборного обещания, а его рейтинг держится на том же уровне. Почему? Потому что нет механизма фиксации и регистрации достижений.

Какой авторитет может быть у самого талантливого академика, если кандидатские и докторские диссертации защищаются без состязательности, если не ведутся реестры достижений (индекса цитирования, распространения идей, числа учеников), не патентуются изобретения? Все беларусские профессора и доктора равны, их мнения неразличимы между собой. Мнения компилятора и мнения действительного специалиста одинаково воздействуют на широкую публику. А это абсурдно.

Механизмы формирования авторитета, которые должны осуществлять отбор и селекцию людей в нормально функционирующем обществе в Беларуси выполняют строго обратную функцию - нивелируют и уравнивают. Социально-культурные цензы и фильтры, выявляющие нестандартных, творческих и талантливых, - только часть технологической цепочки, дальше необходимо работать с выявленным материалом. Социалистические традиции содержат в себе процедуры выявления нестандартных и талантливых людей, но дальше все построено таким образом, чтобы выявленные "таланты закапывать в землю".

Все талантливое и нестандартное выявляется в состязательности, но не все выявленное полезно. Все талантливое и нестандартное должно подвергаться жесточайшей критике, находиться под пристальным вниманием анализа и экспертизы. Вместо этого в Беларуси все, что отличается от стандарта, игнорируется. Критика и экспертиза определяют целесообразность, полезность и жизнеспособность нестандартного. Расставляются рейтинги, присваиваются знаки отличия. После того как это проделано, деяния крепятся за персоналиями в виде авторитета.

После того как установлены рейтинги и сформирован авторитет, проявляется проблема интеллектуальной собственности. В социалистической системе отношений любой успех делится на коллектив. У любого достижения всегда оказывается множество примазавшихся авторов, а настоящий автор теряется в этой массе. Наоборот, неудачи тоже делятся на всех, в результате никогда не удается найти истинных виновников провалов, ошибок и даже преступлений.

Длительное культивирование такого отношения к персональным достижениям, к такой технологии авторитета, привело к тому, что Беларусь стала безлюдной страной. Самые важные дела поручаются людям, у которых нет ни ума, ни таланта, ни элементарного понимания для реализации этих дел. А когда нужно найти для решения важной задачи способного исполнителя, оказывается, что отсутствуют механизмы такого поиска, и приходится довольствоваться случайно подвернувшимися фигурами. Где беларусский Бальцерович или Бразаускас? Как их найти? Кто возьмет на себя программу приватизации? Где беларусский Чубайс?

Демократия - это когда любой может стать президентом, любой, но не каждый. Несчастна та страна, где каждый и любой не различаются. Любой может вступить в состязание за право быть национальным авторитетом, лидером и президентом, а стать им должен достойнейший. Технология отбора достойнейших и есть гуманитарная технология работы с материалом персоналий. Дело само по себе нехитрое. Но нужна элементарная гуманитарная подготовка для организации такой технологии. Мне уже приходилось иронизировать по поводу прецедента, когда президент страны предложил президенту Академии наук составить список умнейших и талантливых, по существу назначить их чиновничьим приказом ("Алло! Мы ищем таланты", "Беларуская маладзёжная", № 7 за 1994 год). Беда, коль пироги начнет печь сапожник.

Цель культурной политики в отношении персоналий состоит в контроле над распространением эгалитарности на те области жизни и деятельности, для которых она противопоказана, и в культивировании элитарности (и, соответственно, наоборот), в запуске механизмов авторитета, интеллектуальной собственности, создания цензов профессионализма и творчества. Гуманитарных технологий для достижения этой цели существует достаточно, дело только за внедрением.

11.Власть.

Трактовка власти по революционной теории марксизма состоит в насилии и подавлении. Такое узкое и неверное по существу представление лежит в основе государственного устройства Беларуси. Мало того, что такое представление неверно, для Беларуси оно еще и неэффективно. Беларусь - маленькая страна, еще меньше в ней условий для прямого насилия и проблем, где насилие было бы необходимым. В главе "Выборы и власть" я останавливался на трактовке власти как номинации. Власть в современном мире базируется на праве называть вещи теми или иными именами, Атрибутами имен или функциями номинации являются иллокутивная и перлокутивная силы, которые вместе с глагольным повелительным наклонением и составляют властную функцию речи-языка. Язык и речь тоже могут выступать инструментами насилия, но даже в этой функции они не сопоставимы с физическим и правовым насилием.

При понимании власти как номинации особое значение приобретает теоретическая работа с содержанием имен. В рамках теоретической работы имена становятся терминами и логическими понятиями. Теоретическое мышление выполняет по отношению к власти функцию рационализации воли. Проявления воли становятся разумными. Все диктаторские и фашистские режимы поощряли и стимулировали иррациональные концепции воли и власти. Теоретики третьего рейха приписывали инстинкт власти представителям арийской расы. Нередко воля, власть и властность рассматриваются как атрибуты "крови", аристократического происхождения или харизмы. Право давать имена, наделенные волевым импульсом, побуждающие к действию, в таком подходе однозначно присваивалось авторитету "власть имеющих". В ХХ веке этот подход полностью дискредитирован. Право давать имена закрепляется за теорией. Именно поэтому в ХХ веке власть деидеологизирована. Определяющее значение в этих рамках приобретает различие между "языком мысли" и "языком действия". Остановимся на этом подробнее.

Теоретический язык мысли схватывает отношение между знаком и значением того, о чем судится или высказывается, а язык действия строится на отношении знака и смысла. Значение, или объективное содержание, вещей, представленных в знаках (терминах, категориях и понятиях) теоретического языка безразлично к тому, как люди к нему относятся, а смысл, или субъективное содержание вещей, представленных в знаках языка действия, состоит именно в том или ином отношении людей к ним.

В теоретическом языке мы говорим "рынок" и имеем в виду определенный (построенный на обмене) тип хозяйственных связей в производстве, распределении и потреблении продуктов деятельности и культуры. А в языке действия мы говорим "рынок" и имеем в виду либо цель, либо антицель, мы либо утверждаем: рынок это хорошо, либо, наоборот: рынок есть зло.

Теоретический язык не пригоден для технической функции в политике и в гуманитарных технологиях, он не способен выполнять функцию организации действия и функцию руководства действием, он организует только мысль. Язык действия выполняет функцию руководства, на нем можно сформулировать тезис: будем строить рынок (или не будем строить и т.д.). В теоретическом языке безразлично, кто говорит, а в языке действия - напротив, все определяется этим. Аристократ или харизматический лидер может сказать: "бей жидов..., буржуев и пр.", или " заводы - запускай", и его вассалы или адепты будут это делать. До тех пор пока такое возможно, эффективна идеология как форма организации общественного сознания и условие реализации власти. В современной демократии такое невозможно, поэтому - неэффективна идеология, харизматические лидеры превращаются в шутов. Язык действия в современном мире является производным от теоретического языка, а не от идеологии, построенной на харизме или на праве аристократии называть хорошее - хорошим, плохое - плохим.

Тогда, механизм реализации власти в современном мире строится так:

1 - теория формулирует объективное значение Х;

2 - теоретический язык присваивает объекту Х знак-термин Хi;

3 - термин Xi теоретического языка переносится с объективного значения Х на цель действия Xj;

4 - цель формулируется на языке действия: "делаем Хє Хiє Хj".

В изолированном последнем высказывании "делаем Хj" нет ни значения, ни смысла. Это голая идеологема, и в условиях современной демократии она полностью бесплодна. Беларусские политики пользуются только такими высказываниями. Тем самым они симулируют власть. Симуляция - это такое явление, которое похоже на действие, но действием не является. Чтобы было действие, необходимо проделать 1-е, 2-е, 3-е и только потом 4-е.

Например: Вместо Х подставим "приватизация". В России (Польше, Чехии, Латвии и т.д.) приватизация сначала была проработана теоретически;

потом (Хi) была проведена разъяснительная работа в масштабах страны (интенсивность и объем разъяснительной работы в разных странах разный, в зависимости от местных условий и готовности общественного сознания) с закреплением имени "приватизация" за определенным порядком действий и программой;

потом (Xj) приватизация в виде конкретной программы была объявлена целью правительства страны;

потом (Хє Хiє Хj) все население страны приглашалось к участию в этой программе.

А как это делалось в Беларуси? Никак. В Беларуси это симуляция, а не приватизация.

То же самое можно говорить о финансовой стабилизации, десоветизации и т.д. Особенно смешно это наблюдать на примере введения суда присяжных с уровнем образования и понимания наших судейских.

10. Партии.

Дальше все просто. Необходимо создавать партии и готовить их для проведения нормальной политики (Культурной политики в современном ее значении) и для реализации полноценной власти.

В главе "Выборы и власть" упоминались теоретические положения, на которых базируются современные партии в Европе и во всем цивилизованном мире. Для реализации власти партиям нужны развернутые политические теории. Социально-культурное существование теории в конкретной исторической ситуации не ограничивается хранением теоретических текстов в библиотеках. Чтобы теория существовала в ситуации необходимо чтобы было кому тексты читать, штудировать, обсуждать и интерпретировать их в прикладном плане. Вокруг партийной активности образуется среда читателей текстов и книг, которыми без этого интересовались бы только маленькие академические группы. Так политические теории становятся достоянием широкой публики. В партию объединяются те, кто не только читает, но активно обсуждает политическую теорию и, это главное, находит ту или иную теорию наиболее эффективной для страны в прикладном отношении. Значимость для судьбы страны реализации той или иной политической теории побуждает включать основные теории в программы высших учебных заведений, а это обеспечивает всестороннее изучение их с последующим углублением и развитием. Так создается полноценная политическая инфраструктура в стране. Именно такая политическая инфраструктура способна обеспечить элементы (Х, Хi, Хj ) механизма реализации власти.

Современное государство предполагает наличие стране системы порождения и/или разработки доктрин и программ общественного развития. Политические партии являются одним из элементов такой системы. Осознание этого обстоятельства выступает рамочным условием партийного строительства, но как раз этого осознания нет практически у всех политических партий Беларуси. Все они сориентированы на узкое понимание политической борьбы как коммунальных отношений между государственными деятелями, как аппаратных игр и лоббизма в самых грубых и примитивных формах.

Поскольку создание политической инфраструктуры дело медленное и требующее больших ресурсов, ожидать в ближайшее время появления влиятельных партий современного типа в Беларуси не приходится. Беларусские партии обречены плестись в форватере настроений толпы, быть эпигонами политических сил соседних стран и выступать фоном для амбициозных и паранояльных вождей.

Однако уже давно необходимо было закладывать базу для создания такой инфраструктуры. Аналитика, наука, образование, издательские программы - основные резервы партийного строительства. Те из партий, которые смогут утвердиться в этих сферах остануться партиями, все остальные будут вспоминаться как курьезы политической неразберихи первого десятилетия беларусской государственности.

9. Деньги.

Деньги, которые идут на политику, можно рассматривать как трансактионные издерки в инвестициях.

В конечном счете проработка любой практической проблемы приводится к вопросу о ресурсах и инвестициях. Размеры возможных инвестиций в ту или иную область деятельности являются критерием жизнеспособности этой деятельности. Если через призму инвестиций рассмотреть сложную связь между положением дел в Беларуси и состоянием беларусской политики, то обнаружится такой проблемный узел, который к 1995 году затянут до такой степени, что с ним нужно поступать так, как Александр Македонский обошелся с гордиевым узлом.

Потенциальная инвестиционная емкость Беларуси достаточно велика (на уровне Чехии или Венгрии, выше чем Словакии, Болгарии или стран Балтии), но актуально наша страна находится на последнем месте по реальным инвестициям в Европе (если не считать воюющих стран). Не последней причиной такого положения дел является политическая отсталость, анахронизм государственного управления и системы принятия решений. Для изменения развития или модернизации политической системы необходимы немалые средства, т.е. инвестиции, а инвестиции ... см. выше. Т.е., при нынешней политической системе не будет инвестиций, без инвестиций не изменится политическая система.

Политическая история ХХ века богата примерами того, как инвесторы несли большие трансакционные издержки на поддержку авторитарных режимов для обеспечения политической стабильности и гарантии инвестиций. В каждом конкретном из таких случаев приходится учитывать размеры трансакционных издержек. Режим Стреснера в Парагвае и Пиночета в Чили несопоставимы между собой, потому что их страны очень различаются по уровню развития и культуры. Но можно сравнить трансакционнные издержки инвестиций в Чили при режимах Альенде и Пиночета. Инвестор может согласится с высокими расходами на политическую инфраструктуру, если эта инфраструктура обеспечивает целевое использование капитальных вложений, оборотных средств и собственно трансакционных затрат. И тот же инвестор не согласится с минимальными трансакционными издержками на политику, если деньги будут потрачены только на прокорм политиков, которые ничего не обеспечивают.

Предположим, что перед потенциальным инвестором (для простоты ограничимся рассмотрением в этом качестве только фирму-резидента или гражданина Беларуси, не трогая иностранцев или ТНК), встал вопрос о издержках на политическую систему в Беларуси для обеспечения нормального инвестиционного климата. Он оказывается перед выбором: во что вкладывать, во в ласть или в оппозицию. Но власть враждебна частной собственности и спустит на потребление любые деньги, которые попадут ей в руки. Оппозиция не готова взять власть, поскольку нет ни одной программы политической трансформации общества и государства. Сегодняшняя бюрократическая структура госуправления ассимилирует любую персону, которая станет во главе ее. Получается, что вкладывать во власть вредно, в оппозицию бессмысленно.

Те инвесторы, которые рассматривают только близкую перспективу, при такой альтернативе предпоситают вывозить капиталы за границу. Ну а тем, кто смотрит дальше, на среднюю и дальнюю перспективу, явно не хватает информации, политическим маркетингом в Беларуси никто не занимается.

Из всего сказанного можно сделать простой вывод: денег на политику в Беларуси нет и не будет, а значит и нормальной политики, а значит нормального инвестиционного климата, а значит нормальной жизни и денег. Круг замыкается, узел затягивается и его нужно разрубить. Парадокс этого порочного круга состоит в том, что мечем для разрубания гордиева узла в этом случае выступают деньги же. Причем, выше я уже отмечал, что демократия стоит дороже всех остальных политических систем.

Нужны капитальные вложения в политику. Необходимо организовывать в структуре демократии некий аналог древнегреческой олигархии или бизнес-элиту, которая выступала бы своеобразным заказчиком на проведение политики в национальных интересах и была бы гарантом устойчивости, долговременности и стабильности политического курса. А для этого элиту необходимо научить думать на дальнюю перспективу.

Остальны темы и аспекты.

Не имеет смысла претендовать на полноту описания политической системы Беларуси. Тем более, что основной материал получен из наблюдений участника кампании выборов в парламент. Это определяет ракурс рассмотрения политической системы. А ракурс вгегда только один из множества возможных. Подбор тем и аспектов определялся авторским взгладом и подходом.На оставшихся темах, затронутых в книге, можно не заострять внимания в этой последней главе, поскольку с учетом сказанного выше эти темы становятся такими, которые либо решаются в "рабочем порядке", либо учитываются в работе как условия. Имеется в виду политическая работа или работа политиков. Поэтому пройдемся по ним очень бегло.

8. Кандидаты. Финансовое и организационное обеспечение фильтров и цензов в профессиональной политике должно заложить основы защиты гильдии политиков от "дураков и шарлатанов", от наивных романтиков, от искателей синекуры, или депутатского иммунитета. Тогда политический рынок не будет испытывать недостатка в предложении кандидатов, которые на предварительных этапах политической деятельности проходят "контроль качества". Квалификация и качественная подготовка кандидатов в парламент не исключают разнообразия политических позиций.

7. Семиотическая Среда. Демократия может функционировать только в адекватной семиотической среде, где знаки означают именно то, что должны означать. Политики и партии должны развернуть программу семиотической экологии и нормализации знакового и символического пространства.

6. Нравственность. Профессиональное сообщество политиков должно: во-первых, культивировать собственную профессиональную этику, во-вторых, вводить в общественное сознание этические и нравственные регулятивы демократии, в-третьих, не становиться "над" общественной нравственностью, а, наоборот, признавать нравственный контроль главным законом своей деятельности. Депутатский иммунитет локализуется только в области писанного права и не распространяется на область нравственных отношений. Политику нельзя даже того, что можно обычному человеку.

5. Логика. Политика должна быть рациональной или, как чаще говорят, предсказуемой. Это возможно только тогда, когда она логична. Действия должны логически следовать из публично провозглашаемых целей и доктрин, гласно объявляемых причин, а не выскакивать "как бог из машины".

4. Знание. Предшествующий действиям анализ и обоснование действий должны опираться на знание реальности и на знание теории политических процессов, а не на предрассудки, мифы и ностальгию.

3. Избиратели. Народ в политическом мышлении представлен избирателями, а не массой для манипуляций, популистских спекуляций и не материалом демагогической риторики. Нельзя требовать от избирателей большего, чем то, для чего они существуют: для оценки совпадения суждений политиков с мнением большинства народа.

2. Автор и система (позиция политологов и аналитиков). Политологи должны понимать свою зону ответственности и компетентности. Не брать на себя функцию "учителей народа" или исполнять миссию интеллигенции в российской и советской трактовке этого понятия. Политологи и аналитики должны освоить методологию современного гуманитарного знания и гуманитарные технологии. Без этого политологи и аналитики становятся либо газетными фельетонистами, либо "узкопартийными борзописцами".

1. Вехи и ориентиры. Время "разброда и шатания" никогда не закончится для Беларуси, пока не будут приняты доктрина государственного и национального развития, концепция реформ и выхода страны из кризиса, программа первоочередных мер и актуальных действий. Т.е. пока не появятся вехи и ориентиры движения и развития. В общественном разделении труда функция разработки и формулировки этих вещей приписывается тому, что метафорически называется "интеллектом нации". Антиинтеллектуализм беларусских политиков, ярче всего проявляющийся в лицах лидеров мнений -Лукашенко и Пазьняка, должен быть преодолен. Интеллектуалы ("интеллект нации") могут заниматься чем угодно в нормальные периоды существования страны, но сейчас страна находится в очень трудном положении и у интеллектуалов "есть работа". А работа требует самоопределения, состоящего в отказе от свободы творчества и полета мысли и фантазии в пользу исполнения функции, или в принятии задачи для решения. А задача диктует условия. Эти условия либо принимаются, и тогда задача может быть решена, либо не принимаются, тогда задача не решается.

Анализом условий задачи и предложениями по ее решению мы займемся в следующей работе.

<< предыдущая глава

следующая глава >>

 
Используются технологии uCoz