Worvik > Думать Беларусь > БЕЛАРУССКАЯ ДЕМОКРАТИЯ: ВОПРЕКИ ОЧЕВИДНОСТИ

 

ВЫБОРЫ И КАНДИДАТЫ

Демократические традиции дают возможность любому, кто наделен правом голоса, претендовать на выборные должности в государстве, стать кандидатом в депутаты, президенты, судьи и т.д. Претендовать может любой, но не каждый может эту претензию реализовать. Существует законодательно установленный ценз на обоснованность таких претензий. Например, ограничен список субъектов (организаций), которые могут выдвинуть кандидата на ту или иную должность, претенденту, который собирается выдвинуть себя сам, необходимо собрать некоторое количество подписей избирателей определенного округа и т.д. Но главную роль в ограничении возможностей претендентов играют не законодательные нормы, а неписаный обычай или политическая культура общества. Закон не препятствует выдвижению в кандидаты лиц без начального образования, но им просто не преодолеть обычную процедуру оформления необходимых документов. Существует множество зафиксированных в обычае ограничений на выдвижение в кандидаты. Можно рассматривать их как дискриминацию (если эти ограничения касаются цвета кожи, вероисповедания, образования, возраста или пола), а можно как самозащиту общества "от дураков" (если речь идет о способностях, интеллектуальных и моральных качествах). Традиция и обычай могут тормозить демократизацию и воплощение в жизнь принципов права и справедливости, с одной стороны, и могут защищать общество от непредусмотренных законом неприятностей и неожиданностей, с другой стороны. Такие защитные механизмы можно рассматривать как показатель устойчивости и нравственного здоровья общества. Они же являются гарантией того, что управление жизненно важными функциями общественного процесса не попадет в руки некомпетентных людей. Прошедшие выборы дают возможность сказать (передразнивая булгаковского кота Бегемота): "Знаем мы эту страну, в ней любой проходимец и прайдзiсвет может стать кандидатом!".

В майских и июньских выборах 1995 года в Верховный и местные Советы Республики Беларусь участвовали люди, понятия не имеющие о государственном устройстве и принципах местного самоуправления, неспособные "двух слов связать" в публичной речи, запятнанные в связях с преступным миром, резонеры и пустозвоны. Вообще был представлен весь спектр человеческих достоинств и пороков. Беларусское общество не имеет защиты от некомпетентности, глупости и безнравственности. При нормальной политической культуре, устоявшихся политических традициях и обычаях, все сомнительное с точки зрения профессиональной компетентности, личных способностей и нравственности отсекается на ранних подготовительных этапах избирательных кампаний. В Беларуси же все было сделано для того, чтобы достоинства и пороки были замаскированы, не могли проявиться. Знаменитый Указ президента о равных возможностях для кандидатов дал "фору" серости и проходимцам всех мастей, свел на нет даже тот минимальный уровень политической культуры, который был достигнут в Беларуси к прошлым президентским выборам. Политические партии пошли на поводу у президента, "клюнув" на его антикультурный, разрушительный для здравого смысла и нравственности Указ, думая, что смогут "поймать свою долю рыбки в мутной воде". В результате сами оказались той самой "рыбкой", "всплывшей кверху брюхом" после выборов, "оглушенные" взрывом "бомбы референдума".

Необходимо отметить, что памяркоўныя обыватели крупных городов, в некотором смысле, оказались "на высоте" как избиратели. Они отказались выбирать в таких условиях. Бессмысленно вылавливать сигнал в белом шуме. Власть предержащим в Беларуси хотелось этот белый шум на выборах создать, и они его создали, многим деятелям хотелось "на халяву" этим белым шумом воспользоваться, но у них ничего не получилось. При этом и власть, и "халявщики" действовали против своих собственных интересов. Им не достает дальновидности, способности видеть даже на шаг вперед. Когда Бог хочет наказать людей, он лишает их разума. У нынешней беларусской власти разума отродясь не бывало, а "халявщики" предпочли им не пользоваться, и руководствовались жадностью, алчностью и прочими страстями. Власть потеряла на выборах меньше, чем кандидаты, поскольку выгодно отличается от них двумя преимуществами: наличием здорового инстинкта и жажды власти, а также тем, что действовала не "на халяву", но трудилась для себя так, как умеет.

Сказанного вполне достаточно для квалификации кандидатского корпуса образца 1995 года. Нет необходимости рассматривать действия отдельных кандидатов. Подход кандидатов к выборам настолько однообразен, что может быть расценен как полное едино-не-мыслие. Выделять тех, кто приобрел несколько лишних голосов, выходив их ногами, но не утруждая голову, значит делать вид, что нагрузка на ноги и пустая голова и есть норма беларусской политики. И хотя многие беларусские политологи приняли такую версию, профессиональная этика и патриотическое самоощущение не позволяют мне к ней присоединиться.

Существует только один концептуальный аспект, который необходимо обсудить, разбирая элементарное отношение выборы и кандидаты в системе современной демократии. Это связано с переосмыслением понятий конкуренция и сотрудничество. Безусловно, что отношения между кандидатами в демократических выборах должны описываться в категориях конкуренции. Но категория конкуренции не схватывает полной структуры целей кандидатов, если кандидаты самоопределяются как политики, а не как соискатели синекуры в парламенте - "халявщики". Политики заинтересованы в нормальном разворачивании политического процесса. В этом случае у всех кандидатов, кроме оснований для конкуренции за голоса избирателей, есть основания для сотрудничества. Все кандидаты, политические оппоненты, соперники заинтересованы в том, чтобы голоса получались не любой ценой, а в нормальном демократическом процессе, и в том, чтобы голосов было достаточно для того, чтобы процедура выборов состоялась. Для этого кандидаты должны были бы "играть на повышение" цены голоса и "политических акций". Свободная конкуренция, которую так не любят коммунисты и необольшевики, порождает особую форму сотрудничества соперников, которая выгодна наиболее талантливым и способным из соперников, а значит, всему обществу в целом, поскольку повышает уровень политической жизни и культуры. К пониманию этого могут приходить только те, которые самоопределяются как политики, готовые делать политическую работу. Но никогда к такому пониманию не способны "халявщики". Могут ли со-трудничать те, кто не любит трудиться? Установка "халявщика" состоит в том, что "в коллективе сачкануть легче". Известные беларусские лидеры, крупные чиновники и бизнесмены привыкли думать, что у них есть неотъемлемые преимущества перед другими людьми. Пусть "кандидатская массовка" суетится и трудится, а мы на их фоне и так будем выглядеть лучше - вот так формулируется подход "халявщиков". Чем ниже общий уровень и бледнее фон, тем легче на этом уровне и фоне выделиться. На безрыбье и рак рыба. В нищей стране и Мясникович миллиардер, на фоне всеобщей серости и Карпенко умница, и Климов политик. Все раскрученные кандидаты на прошедших выборах "играли на понижение" (подробнее об этом в разделе "Выборы и персоналии"), снижали уровень политической культуры, "зажимали" деньги, поэтому избиратели проигнорировали эти жалкие выборы. Лукашенко - человек из народа, он сформулировал общее мнение: выбирать не из кого, все равно обманут. А ведь и правда.

<< предыдущая глава

следующая глава >>

 
Используются технологии uCoz