Worvik > Думать Беларусь > БЕЛАРУССКАЯ ДЕМОКРАТИЯ: ВОПРЕКИ ОЧЕВИДНОСТИ

 

ЭПИЛОГ

В тексте очень мало фактуры и эмпирического материала, хотя текст и заявлен как результат исследовательской работы. Участие автора в парламентских выборах позволило получить доступ к богатому эмпирическому материалу, но я предпочел занять место результатами размышлений и выводами, а не описанием фактуры. Степень обобщений и экстраполяция выводов на область явлений, которая заведомо шире, чем материал одного из избирательных округов города Минска позволяют автору известную независимость от фактуры. Строгому обоснованию такой экстраполяции целесообразно выделить особое место и время, пока ограничимся ссылкой на Михаила Булгакова. В ответ на удивление Ивана Бездомного по поводу оценки качества его стихов, которых, как выясняется Мастер не читал, булгаковский герой произносит знаменитую фразу: Что ж я других стихов не читал?

Конечно, я и мои коллеги работали только в одном округе Минска. Этот округ даже не может быть признан типичным. Он во многом своеобразен. Но при этом, что ж я в других округах не бывал, что ли? Многие члены команды и доверенные лица работали раньше на президентских выборах, а потом (в ноябре 1995г.) с другими кандидатами и не только в Минске. Например, менеджер нашей весенней команды на осенних выборах работала в Брестской области с кандидатом от Аграрной партии, и другие члены команды принимали участие в осенних выборах в той или иной форме.

И все же, на мысль вставить в качестве эпилога Доктрину консерватизма автора навела фактура материала.

Ситуации на избирательных участках округа 14 мая.

1. Семья (мама, папа и девочка-подросток у плаката с вопросами референдума:

- А что, герб красивый, да и расцветка флага симпатичная. Голосуем.

Я понимаю, как сильно расходятся мои представления о красоте с теми, которыми руководствуются избиратели. Еще сельнее расходятся представления о том, в каких ситуациях уместно руководствоваться чувством красоты, а в каких нет.

2. - Мацкевич хороший кандидат, но здесь написано, что он живет в Гродно. Несправедливо, что он балотируется в Минске.

Я понимаю, что у меня другое представление о справедливости.

3. - Все они хорошо говорят, а что хорошего он для нас сделает? Какая нам от этих депутатов польза!

Я понимаю, как по разному мы трактуем пользу.

4. - Коммунисты обещают добро, их цели правильные и добрые, а от этих демократов только инфляция и безработица.

Мы расходимся в понимании того, что есть добро и зло.

5. - Пазьняк - фашист, Шушкевич и демократы развалили Союз. Что не правда, что ли? Вы меня не переубедите.

Я и избиратели не только разные вещи считаем истинными, но и способы установления истины у нас не совпадают.

В моих выводах и суждениях много определенности. Многое из того, что я говорю убедительно для одних, и совсем не убедительно для других. Я понял, что должен предъявить, хотя бы в эпилоге, некоторые конечные основания для вынесения суждений о истине, добре, красоте и справедливости, которыми я пользуюсь. Так появилась "Доктрина беларусского консерватизма", которую я сформулировал рефлектируя свое участие в коммуникации с избирателями. Так думаю я, так думают многие мои коллеги. Доктрина представляет собой формулировку оснований суждений, то, на чем стоим и стоять будем.

 

 

ДОКТРИНА

(то, что не подлежит изменению)

Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево; ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получите во владение.

Библия, Второзаконие, 5, 32-33.

Преамбула.

Партия строится как объединение граждан Республики Беларусь на основе либерально-консервативных ценностей. Ядро системы либерально-консервативных ценностей составляет триада понятий: Бог, Родина, Человек.

БОГ. Целое тысячелетие Беларусь является христианской страной, частью европейской христианской цивилизации. Библия уже тысячу лет выступает для нас европейцев мерилом того, что такое истина, добро, красота и справедливость. История знала много примеров восстания против того, что есть истина, добро, красота и справедливость по-христиански. Многие пытались дать свою меру и трактовку этим ценностям, многие пытались улучшить и усовершенствовать то, что предлагается в Библии, но все эти попытки приводили либо к повторению библейских заповедей и принципов, либо к ухудшению их и к ошибкам. Бог дал человеку свободу воли, свободу познания добра и зла. Мы пользуясь этой свободой познания добра и зла приходим к выводу, что представления о добре и зле нужно не менять, но познавать и понимать. Мы не революционеры, но консерваторы. В Европе только две нехристианских страны: Албания и Босния. Их пример не вдохновляет нас к отказу от христианского пути. Многие европейские народы, и беларусы в их числе, отказывались от христианства в пользу атеизма. Всегда этот отказ сопровождался потерями и уроном в истине, добре, красоте и справедливости. Все народы и каждый человек в отдельности вольны выбирать и веру свою, и путь свой, наш выбор европейский и христианский. В Европе процветают те страны и народы, что меньше всего уклоняются с христианского пути. Мы консерваторы потому, что путь свой выбираем сами, но правильность его сверяем по Божьим Заповедям, так как умеем - по христиански, так, как поступают беларусы, которых мы ценим, любим и уважаем, уже тысячу лет.

РОДИНА. Человек свободен жить и поступать в силу своего разумения и понимания так, как считает правильным, стремясь к истине, добру, красоте и справедливости. Христианские народы Европы выбирают разные варианты обустройства своих стран. Каждый человек волен обустраивать свой дом, каждый народ волен обустраивать свою страну. Мы рождены в Беларуси, это наша страна, никто, кроме нас не обустроит ее так, как нам нужно. Беларусь - это наша свобода, свобода жить и действовать в силу нашего разумения и понимания истины, добра, красоты и справедливости. Справедливо, что только мы сами вольны обустроить ее в добре и красоте, истинно, что мы ответственны за отсутствие в ней добра и красоты.

ЧЕЛОВЕК. Человек свободен жить и поступать в силу своего разумения и понимания. Разумение и понимание одного человека ограничивает возможность действия для другого. Всякое разумение и понимание несовершенно, поэтому никто не может навязывать свое разумение и понимание другому. Права и свободы каждого человека на обустройство своей собственной жизни по своему разумению и пониманию ограничивают наши возможности по обустройству Беларуси. Это единственное ограничение мы считаем истинным и справедливым. То, что это ограничение единственное, но незыблемое, мы считаем добром. Поэтому мы либералы.

Наша Родина Беларусь еще далека от воплощения идеалов истины, добра, красоты и справедливости. Любовь к Родине побуждает людей сходных взглядов, разделяющих либерально-консервативные ценности объединять свои силы и волю для реализации в Беларуси идеалов истины, добра, красоты и справедливости - поэтому мы партия.

Либерально-консервативная доктрина позволяет принимать действительность такой, какова она есть. Всякая власть от Бога, любой общественный порядок разумен, но разумен в меру достигнутой людьми разумности. Мы считаем разумными и следующие Доктринальные положения, проверенные столетним опытом европейских народов, в том числе и беларусов.

Доктринальные положения.

СУВЕРЕНИТЕТ. Беларусь - наша Родина, наша земля. Мы хозяева на своей земле. Мы любим ее такой, какая она есть, мы любим ее такой, какой она должна стать. Труд и любовь наших предков сделали Беларусь такой, какая она есть. Наш труд и любовь сделают ее процветающей, богатой и красивой. Мы отвечаем за это сами. Именно эта ответственность и есть суть суверенитета народа Беларуси. В этом ее свобода.

Поэтому мы за суверенитет Республики Беларусь.

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА. Мы - это те, кто разделяет положения этой доктрины. Но любой человек в Беларуси волен думать и жить так, как считает правильным. Только тогда страна суверенна и свободна, когда каждому гарантировано право жить так, как он считает правильным, когда свободен каждый ее житель. Конституция Республики Беларусь гарантирует всем права и свободы, государство обеспечивает соблюдение этих прав и свобод.

Мы за государство свободных граждан. Мы за гарантию прав человека.

СЕМЬЯ. Государства на территории Беларуси менялись, а семья оставалась. Люди живут в первую очередь в семье. Семья - это предки и потомки. Предки работали и оставляли наследство нам, мы преумножаем его и оставим потомкам. Города, дома, дороги и поля сделаны руками наших предков, живших в Советском Союзе, в Российской Империи, в Великом Княжестве Литовском. Это все наследие предков ныне живущих семей. Пусть эти семьи живут вечно в своих потомках - гражданах свободной Беларуси. Традиции беларусских семей - основа нашей государственности и права беларусов жить так, как им хочется.

Мы за такое государство, которое создает максимально благоприятные условия для процветания семьи - места рождения и жизни беларусов.

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. Человек свободен только тогда, когда его жизнь обеспечена им самим. Самому обеспечить свою жизнь можно только имея собственность. Свободные граждане - свободное государство, богатые граждане - богатое государство. Страна богатеет - когда богатеют ее жители. Люди могут стремиться к богатству только тогда, когда это их богатство, их частная собственность. Частная собственность - это тогда, когда собственность можно оставить детям и потомкам. Частная собственность основа семьи. Запрещение частной собственности разрушает семью.

Мы за частную собственность.

ЗАКОН. Законы государства продукт творчества и усилий многих поколений людей. Законы могут быть несовершенными. Но нет ни одного человека, сколь бы высокий пост он не занимал, который может быть выше и совершеннее Закона. Законы можно и нужно менять и совершенствовать, но никто не может нарушать и преступать Закон.

Мы за первенство Закона во всех областях жизни.

ВОЙНА И МИР. Война оставила неизгладимый след в каждой беларусской семье. Мы очень хорошо знаем, что такое война. Мы за полный нейтралитет Беларуси. Беларусь не имеет врагов среди ближних и дальних стран. Беларусь будет воздерживаться от всех блоков и союзов, которые имею другое отношение к войне. Армия Беларуси нужна только для того, чтобы не терять здравого смысла и воспитывать мужественность молодежи, и еще, чтобы не забывать о переменчивом будущем.

Мы за полный нейтралитет Республики Беларусь. За небольшую профессиональную армию и короткую военную подготовку для молодых мужчин.

МИР, ЕВРОПА И СОСЕДИ. Беларусь граничит с пятью странами. С каждой из них нас связывают тесные узы современной политики и древние традиции. Нам нет оснований выделять кого-либо из соседей, ориентировать политику страны в одном из пяти направлений. Территория Беларуси лежит на пути из Европы в Россию, но пока Россия более открыта Европе чем Беларусь.

Мы за открытую политику в отношениях со всем миром.

КУЛЬТУРА. Мы беларусы и этим отличаемся от всех других народов. Во всем остальном мы такие же, как все. Нам нужно вступать в контакты со всеми народами, это обогатит нас и нашу культуру. Мы интересны другим народам только тем, чем отличаемся от них, тем, чем можем обогатить их культуру. Нам нужно развивать свое - беларусское, этого никто кроме нас не сделает. Нам нужны достижения других культур.

Мы за развитие беларусской культуры и диалог с другими культурами.

ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДА. Земля, вода, леса и поля нашей Родины в запустении. Это следствие неразумной хозяйственной деятельности. Теперь мы сами суверенные хозяева нашей страны и отвечаем за ее природу перед своими потомками, которым на ней жить. Наша хозяйственная деятельность должна быть разумной. Мы сохраним природу земли, которую любим.

Мы за разумное экологическое хозяйствование на своей земле.

Это незыблемые доктринальные положения Объединенной гражданской партии. Именно этими положениями мы проверяем правильность, разумность и нравственность всех действий и решений в нашей стране, как своих собственных, так и наших партнеров и оппонентов.

Мы всегда будем утверждать, что дела в Беларуси идут плохо, если:

- Решения в Беларуси принимает не ее народ или избранные им власти;

- Нарушаются права и свободы хотя бы одного человека в самой Беларуси или беларуса за рубежом;

- Беларусская семья формируется под давлением идеологических, правовых или экономических обстоятельств, а не наоборот - право и экономика развиваются в соответствии с потребностями семьи и идеология строится на основе семейных традиций;

- Государство вмешивается в частные дела людей, собственность жителей Беларуси не защищена от посягательств кого бы то ни было;

- Произвол кого бы то ни было оказывается выше Закона;

- Мирной жизни беларусов угрожает опасность;

- Отношения с какой-либо страной мира наносят вред и ущерб Беларуси или ее гражданам, строятся не на партнерских принципах, а навязаны экономической политикой, дипломатической хитростью или военной силой;

- Культура в упадке, уникальность и особенность беларусов размывается, страна теряет свое лицо;

- Природа страны в запустении, или хозяйство ведется в ущерб здоровью природы и людей.

Мы всегда, в любой политической ситуации, будем утверждать, что дела в Беларуси идут хорошо, если:

- Народ Беларуси сам решает свои проблемы и сам ведет хозяйство своей страны через выбранное им правительство (СУВЕРЕНИТЕТ);

- Все, что происходит и делается в Беларуси, не ущемляет ПРАВ И СВОБОД ни одного ЧЕЛОВЕКА, живущего в стране или имеющего здесь свою собственность. Граждане Беларуси живут так и там, как и где им нравится;

- Женщины Беларуси рожают столько детей - сколько хотят иметь. Родители уверены в будущем своих детей, так как государство гарантирует им права, свободы и защиту собственности, которую накопили предки. Родители и дети живут вместе или порознь потому, что сами так решили, а не потому, что в стране строятся квартиры, регулирующие размеры СЕМЬИ;

- ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ находится под охраной Законов и правоохранительных органов государства. Граждане уважают свою и чужую собственность;

- Все решения в стране принимаются на основании ЗАКОНОВ, а не произвола отдельных, даже пусть и хороших людей;

- В стране нет ВОЙНЫ, И МИРУ ничего не угрожает. Беларусские юноши не находятся в зонах военных действий, иначе как по личной доброй воле;

- Беларусь находится во взаимовыгодных и равноправных отношениях со всеми странами МИРА И ЕВРОПЫ, с которыми желает иметь отношения, и в дружбе с СОСЕДНИМИ СТРАНАМИ;

- Беларусская КУЛЬТУРА процветает;

- ПРИРОДА нашей Родины в порядке, а хозяйство ведется ЭКОЛОГИЧЕСКИ разумно и безопасно.

Во всем остальном, кроме перечисленного в Доктринальных положениях, Объединенная гражданская партия строит гибкую политику, основывается на анализе текущей изменяющейся ситуации, определяет актуальные проблемы, ставит насущные задачи и формулирует цели, строит реалистичные программы и проекты, выбирает наиболее целесообразные и экономные варианты решения.

 
Используются технологии uCoz